Неподъемная тема поднята учителями лицея PDF Печать E-mail
Автор: Белова Е.Н., директор лицея   
06.05.2013 03:21

Шумные школьные коридоры … Косички, бантики, галстуки, юбочки, пиджачки, портфели … Все непрерывно движется, в этом потоке нет четких иерархий, не всегда и разберешь, кто и в каком классе, кому сколько лет. Неизменно узнаваемо лишь одно – мальчики и девочки …

 Разделились беспощадно мы на женщин и мужчин…

Справедливые слова песни известного барда. Вот только удивительно, при всей очевидности разницы полов, биологической, социальной, личностной, практическая педагогика очень скромно и несмело заговорила об этом в последние 2-3 года.

Нажмите Read More и прочитайте статью полностью 

А ведь ждать уже нельзя. Внедряем новые стандарты. В проекте гигиенических требований четко прописан один из принципов формирования классов – половая принадлежность; в стратегическом документе Европы и России «Здоровье и развитие подростков» кричащие факты об угрозах репродуктивному здоровью школьников; в стандартах требования формирования идентичности детей (надо полагать, и половой в том числе) с социальными группами  и аксиологический принцип воспитания.

Кажется, лед тронулся… Десять лет работы лицея по проблеме реализации гендерного подхода сегодня востребованы педагогической общественностью города и области. 24 апреля впервые лицей представлял свой опыт по данной теме на семинаре  «Реализация гендерного подхода в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС ОО».

Более 20 человек у нас в гостях: заместители директоров, директор, учителя. Волнуемся. Можно ли рассказать в течение нескольких часов то, к чему шли десять лет?

Серьезно подошли к разработке программы семинара: объяли два аспекта – обучение и воспитание.  Первое выступление о нас, очень кратко «от рождения идеи до …» в терминах, фактах, тезисах-смыслах, результатах. Ирина Николаевна Майорова по методической «выжимке»: схема-структура урока, учитывающего гендерные особенности (для класса мальчиков, девочек, совместного). Слушатели посетовали, что в подарочные папочки не вложили тезисы ее выступления. Нет, нельзя. Не потому что жаль (хотя и это тоже), а потому, что реализовывать такую голую раздатку – значит загубить идею. К ней надо прийти, создать ее самому, тогда сработает.

Дальше самое волнительное – уроки. Урок математики Анжелики Борисовны Кусковой в 5 классе девочек. Размеренно, не спеша решается задача; читаются письма любимых героев девочек к ним самим: помогите посчитать. Считают, запаковывают в конверт. Помощь оказана! Контрастен урок математики в 6 классе мальчиков Шмониной Татьяны Сергеевны. Скорость, напор, движение по классу, интригующий сюжет детективного жанра! Сама учительница будто создана для мальчиков. И, наконец, урок математики в 10 классе совместного обучения физико-математического профиля.  Задания на выбор для учеников маскулинного и феминного типов, что особенно важно, задания на преодоление трудностей у каждого из типов! Работа индивидуальная, групповая, в реальном и виртуальном режимах.  Все продумано Светланой Николаевной Герасимовой. А старшеклассники так старались, по их признанию, боялись подвести.

Вторая линия открытых уроков – гуманитарная. Урок – чудо, по оценке коллег, урок русского языка Светланы Александровны Якшиной. Языковые шедевры, рожденные на уроке, могут быть такими именно в классе девочек. И они были! Соревновательность, динамичность, сюжетность – отличительные особенности уроков английского языка Елены Левонтьевны Глушковой и Евгении Владимировны Санкиной группах 5 класса мальчиков. Учителя – настоящие мастера своего дела. Научить языку класс мальчиков – особое искусство и большой труд.

А теперь самое волнительное. Классный час «Женщина. Мужчина. Власть» в 11 классе совместного обучения социально-экономического профиля. Ведет Лилия Юрьевна Синицына. Классный час рожден вечером предыдущего дня. Должен был быть урок истории, но объективные обстоятельства не позволили учителю быть на семинаре. Что делать? Готовились выпускники, готовился учитель … Приходит идея проведения классного часа с использованием исторического материала. Подготовить открытый классный час инновационного характера по нетрадиционной теме – чистая авантюра… Надежда на опыт лицея, мобильность, профессионализм и обаяние Лилии Юрьевны, уровень класса и взаимопонимание учителей и старшеклассников. Все пошло в ход. Результаты исследований по методике «Автобиография будущего», дискуссионный опыт одиннадцатиклассников, материалы о Петре I и Екатерине II как двух великих правителях, женщине и мужчине, открытость детей и искусство общения учителя – все создало неповторимую атмосферу классного часа, на котором сделан вывод самими лицеистами: «Дело не в том женщина или мужчина у власти, дело в том, какая личность руководит государством и обществом. Оба правителя результативны. Амбиции на руководство государством как женщин, так и мужчин правомерны». Вторым чудом на семинаре был назван этот классный час, учитель и 11 класс! Получилось!

Мастер-класс!!! Всегда ли название соответствует заявленной форме? Увы! Нет. Но в нашем случае, это был настоящий класс мастеров. Одна тема «правописание мягкого и твердого знаков» и три разных мастер-класса: для школьников феминного, маскулинного типов и для класса совместного обучения. Сюжеты мастер-классов, разработанные учителями гармонично включали в себя отобранные задания на разных этапах – футбол, организованный Инной Анатольевной Коптеловой; сказка по мотивам «Снежной Королевы» Г. Х. Андерсена, сочиненная Людмилой Петровной Краснокутской; детективное расследование, которым руководила Елена Владимировна Штрафметова. Гости отлично считали гендерную отнесенность каждого из мастер-классов. Это живое свидетельство результативной работы семинара.

А дальше о воспитании. Елена Викторовна Хребтова представила обобщенный опыт гендерного воспитания в лицее. Серьезно, глубоко, классически. Были названы мэтры гендерного воспитания Богданова Анна Дмитриевна, Кускова Анжелика Борисовна, Кузьмина Лилия Владимирова, Синицына Лилия Юрьевна, Салихова Найлия Надыловна, Глушкова Елена Левонтьевна, Шумилова Светлана Николаевна, Штрафметова Елена Владимировна, Кудрина Ирина Николаевна, Корнева Наталья Анатольевна, Капустина Анна Алексеевна, Коптелова Инна Анатольевна, Краснокуткая Людмила Петровна. Опыт Елены Левонтьевны и Лилии Юрьевны представлен на муниципальном и региональном и международном  уровнях.

Подведение итогов. Вопросы от гостей были разного характера: Почему вы 10 лет не открывались в городе? Как вы готовите к предстоящим жизненным трудностям мужчин и женщин? Есть ли у вас личный опыт обучения детей в классах раздельно-параллельного обучения? Каков он? Как происходит подбор кадров в классы раздельно-параллельного обучения?

Большинство участников работы семинара отметили, что хотели получить новую информацию, двое целенаправленно по проблеме гедерного аспекта в образовании и один «оценить свою школу» в плане уровня научно-методической работы в сравнении с лицейским. Все выразили удовлетворенность работой семинара. Особенно приятны содержательные отзывы. «Содержание соответствует теме семинара. Показаны фрагменты уроков, Это важно. Предложены «продукты». Очень интересны выступления по содержанию, сами выступающие. Вам есть чем поделиться, вам самим интересно. Это чувствовалось… Если гендерный подход дает такие результаты в обучении и воспитании детей, то продолжайте использовать этот подход и дальше. Успехов! (А. И. Фомичева) «Высокий уровень семинара! Уроки – отлично! Научный подход, практикум, много нужного материала!» «Спасибо! Меня очень заинтересовало! Хочу свою дочь отдать в класс гендерного обучения» «Предложение: провести семинар по данной теме для учителей» «Выражаю огромную благодарность организаторам семинара и педагогам, участвовавшим в семинаре. Получила очень много по теме семинара и познакомилась с тем, как реализуются принципы гендерного обучения и воспитания на практике» «Спасибо!!! Движения вам вперед и дальше! Шире представляйте свой опыт (Л. И. Евланова).

Заместитель директора ИМЦ города Белово Людмила Ильинична Евланова отметила грамотную «архитектуру семинара». Обратила внимание участников на необходимость обращения практиков к проблемам идентификации и аксиологического воспитания школьников, опыт решения которых представлен был на семинаре.

Позади волнения. Можно уверенно сказать, что семинар получился. Еще и еще раз убеждаюсь: педагоги лицея настоящие профессионалы! Как-то один из ученых высказал свое мнение, почему гендерный подход так буксует в отечественной педагогике: «Ведь эта тема неподъемная…» Наши учителя поднимают! Факт! Этим горжусь!

Обновлено 06.05.2013 03:27
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru