Дебаты прошли. Дебаты продолжаются! PDF Печать E-mail
Автор: А.Н. Халимова, учитель истории и обществознания; Е.В. Хребтова, учитель русского языка и литературы   
21.10.2013 06:01

Во время Лицейского дня прошла игра «Дебаты» между командами 11 классов. В лицее выпускники прошлых лет неоднократно оттачивали ораторское мастерство в интеллектуальных поединках, давняя традиция успешно возрождена.

Тезис игры – «Мы сейчас живем лучше, чем во времена А.С. Пушкина». В ходе жеребьевки определились позиции участников: 11 «Б» должен отстаивать данный тезис, а 11 «А» опровергать.

Нажмите Read More и прочитайте статью полностью 

Сложились следующие команды: «Утверждающая сторона» в составе первого спикера Вероники Савиновой, второго спикера Владимира Буркатского, третьего Татьяны Чернышовой; «Отрицающая сторона» в составе первого спикера Дмитрия Андронова, второго – Андрея Нещеретнева, третьего – Дарьи Сазоновой.

Подготовка к игре велась загодя, понадобились две недели для сбора аргументов, выстраивания выступлений, подбора вопросов противникам. Мы выступили и в качестве тренеров команд: А.Н. Халимова работала с утверждающей стороной, Е.В. Хребтова – с отрицающей.

Время подготовки принесло радость от общения с участниками, приятно осознавать, что наши выпускники имеют сформированную гражданскую позицию, у них есть собственное мировоззрение, они имеют мнение по многим аспектам общественной и культурной жизни.

Команда, убеждающая зрителей в том, что качество жизни было выше при Пушкине, «вжилась» в атмосферу, поэтому даже костюмы были выдержаны в духе представляемой эпохи.

Любая игра предполагает определение сильнейшего, поэтому на дебатах работало жюри, состоящее из людей, отличающихся непредвзятостью, способных объективно оценивать участников. Полина Иванова (10 «Б»), А.Б. Кускова и Е.Л. Глушкова в равной степени заинтересованы удачей обеих сторон, поэтому «судили» справедливо.

Для зрительской аудитории игра не была известна ранее. Чтобы «погрузить» в тему, Стас Ворошилов открыл игру компьютерной презентацией «Век нынешний и век минувший».

Итак, краткий отчет о выступлениях спикеров. Мы предлагаем посетителям сайта вынести собственное суждение на основании конспектов речей спикеров.

Утверждающая сторона. Вероника: «В наше время ценятся права и свобода человека, а тогда за проявление вольнодумия 200 декабристов были отправлены в ссылку, пятерых казнили. Сам Пушкин за употребление в стихах слов «свобода, братство» был сослан. Сейчас развиты экономические и политические связи, высокие технологии и коммуникации. В то время мы отставали от экономически развитых стран на 100-150 лет, а сейчас – на 50 лет. В наше время вы увидите счастливых людей с достойным образованием, с хорошей работой. А в то время всего лишь 1 % населения (дворяне) мог получить образование. Многие конфликты разрешались на дуэлях, а сейчас люди обращаются в суд, и все решается по закону. Для современного общества характерен процесс урбанизации, а в то время были лишь деревни и села. Культурными центрами были Москва и Петербург, а сейчас может претендовать на такое название даже небольшой населенный пункт».

Владимир Буркатский: «Присущие нашему времени интеграция и глобализация дают возможность познакомиться с мировой культурой, виртуально посетить любой музей мира. С 1826 года по уставу, вошедшему в историю под названием «Чугунный», все газеты, журналы и книги были под контролем государства, а сейчас мы имеем свободу в духовной сфере, свободу слова. В Конституции РФ закреплено право на идеологическое многообразие. На данный момент мы имеем мощную армию, в которую призываются все мужчины, в которой служат 1 год. Во времена Пушкина призывались по рекрутской повинности и служили 25 лет. Да, войну с Наполеоном Россия выиграла, но следующую войну (Крымскую) – проиграла, и в первую очередь из-за крепостного права. После подписанного унизительного мирного договора Россия на долгие годы потеряла роль влиятельной державы. А сейчас Россия занимает ведущее место в международной политике, практически ни один международный  конфликт не решается без участия России. Да, атомное оружие – это зло для человечества, но атом же служит и в мирной жизни.  Посмотрите, как изменилась медицина! А Пушкина не смогли спасти, потому что тогда не умели выполнять операцию, необходимую ему. Люди тогда погибали от голода, жестоких пыток за мелкие провинности. Тогда роль женщины сводилась к уходу за домом, а теперь она равноправный член общества и может выполнять любую работу наравне с мужчинами. При Николае I государство считало допустимом пополнять казну деньгами от проституток, то есть заработанными развратом».

Татьяна Чернышева: «15 апреля 2009 года Госдума РФ приняла закон о духовном и нравственном развитии детей. В пушкинские времена примерно 1% населения читал книги; крестьянам некогда было читать, работа поглощала все их время, некогда даже было заниматься воспитанием детей. Современному демократическому обществу свойственны такие качества, как толерантность, гуманизм. Сегодня распространен пацифизм, действуют международные конвенции о недопустимости войны и террора, а во времена Пушкина велась кровопролитная Кавказская война, Российская империя жестоко подавила польское восстание, требовавшее независимости и конституции. В те времена меньше знали о преступлениях не по тому, что их не было, а потому, что малое количество СМИ не позволяло их полностью осветить. Была высока детская смертность, а выжившие крестьянские дети имели одну перспективу – обрабатывать чужую землю. Крестьяне от безысходности много пили. Самое главное – подавляющая часть населения 19 века находилась в рабстве, а сегодня каждый волен распоряжаться собой и находится под защитой государства. Не будьте наивными, представляя, что если бы вы были современниками Пушкина, то были бы дворянами. Вы были бы скорей всего крестьянами и жили бы плохо».

Отрицающая сторона. Дмитрий Андронов: «Под хорошей жизнью мы понимаем осознание людьми себя счастливыми, высокий уровень здоровья, экономическую состоятельность, уверенность в завтрашнем дне. Для сопоставления предлагаем рассматривать свободных людей, а значит, будем говорить о дворянах 19 века, а не о заведомо несчастных крепостных крестьянах. В 19 века территория Российской империи составляла 22 млн. кв. км, в нее входили ныне потерянные для нас Прибалтика, половина Польши, Финляндия, Казахстан, Бессарабия и др. Именно Россия диктовала политические условия остальным странам мира. Величайшая армия России смогла остановить Наполеона, и волна патриотизма захлестнула страну: граждане были готовы жертвовать собой ради родины. Сегодня же каждый третий покинул бы Россию, если б имел возможность. В 19 веке не было такого опасного вооружения, как сейчас: водородного, атомного, химического, биологического. Жители России не боялись за завтрашний день. Сегодня, в Лицейский день, мы вспоминаем знаменитых выпускников Царскосельского лицея; они сумели прославиться деяниями, потому что были гармоничными личностями. В лицее закладывалось основание разносторонней жизни. При нынешнем профильном образовании выпускники не имеют широкого кругозора. В Царскосельском лицее было домашнее задание - выполнить поэтический перевод с древнегреческого, и ведь все учащиеся его выполняли. Смогли бы вы сделать такой перевод?»

Андрей Нещеретнев: «Наши оппоненты ошибочно считают, что сейчас жить лучше в России, увы, находящейся не на высоком уровне. Ухудшается экологическое состояние: озоновые дыры, глобальное потепление, масштабная разработка месторождений полезных ископаемых, каменные джунгли мегаполисов, свалки мусора, вырубленные леса. Разве смог бы сейчас Пушкин написать: «Унылая пора, очей очарованье…» Также ухудшается состояние здоровья людей. Медицина стала лучше, а болезни не стоят на месте. СПИД, гепатит, рак – самые опасные заболевания нашего времени. К этому приводят современный сидячий образ жизни, генно-модифицированные продукты, наркомания, ожирение, алкоголизм. А в то время люди вели здоровый образ жизни, больше двигались, танцевали, фехтовали. Тогда употребляли натуральные продукты. Могли ли представить в 19 веке, что при добавлении в  порошок воды получится молоко? Другой отрицательный аспект современности – миграция и вообще отношения с другими нациями. Вы знаете, кем были мигранты 19 века? Это гувернеры, ученые, мастеровые из Европы. А сейчас? Мигранты – рабочие из Средней Азии, занимающиеся неквалифицированным трудом, проживающие в нечеловеческих условиях и даже нелегально. Бесконтрольная миграция приводит к размыванию понятия «русский человек». В то время велась Кавказская война, но она не выходила за пределы Кавказа. А сейчас номинально завершена, но почти каждый день мы видим по телевизору столкновения русских и кавказцев на территории далеких от Кавказа городов. В 19 веке прирост населения составлял 22 тысячи человек, а сейчас прирост нулевой, так как смертность равна рождаемости. В дворянских семьях было по 6-8 детей, пусть некоторые дети не были запланированными, но никого в детдом не отдавали. Мы считаем, что сегодняшние брошенные при живых родителях дети – позор. Так неужели сейчас лучше жить?»

Дарья Сазонова: «Во времена Пушкина жизнь была предпочтительней хотя бы из-за образования. В Царскосельском лицее, созданном для обедневших дворян, первостепенно значение придавалось «облагораживанию сердца». Ученики изучали несколько иностранных языков, в расписании были Закон Божий, этика, логика, космография, чистописание, фехтование, верховая езда. В пушкинские времена каждый четко осознавал нравственные нормы, благодаря религиозному воспитанию. Можно ли сейчас представить, чтобы все школьники читали богослужебную литературу, ходили в церковь или знали молитвы? Культура и манеры были у каждого на высоте. Вежливо обращались друг к другу: «Сударь», «Любезный», а сейчас часто можно услышать: «Эй, ты» или того хуже. С появлением Интернета мы утратили радость живого общения; электронные письма и смс вытеснили эпистолярное искусство. Люди имели утонченный вкус и поэтому ценили настоящее искусство, а сегодня кумирами публики становятся эпатажные личности без таланта. Сравните строки Пушкина «Я вас любил, любовь еще, быть может…» и «Муси-пуси» Кати Лель. Золотой век подарил миру Пушкина, Брюллова, Кипренского, Глинку. Люди жили хорошо, доказательство - только счастливые люди могут создавать шедевры; как писал Пушкин, «по прихоти своей скитаться здесь и там, дивясь Божественным природы красотам, и пред созданьями искусств и вдохновенья трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье!». Нам жаль, что мы живем в 21 веке!»

В перекрестных прениях были заданы острые вопросы, накал страстей был таким, что приходилось напоминать о соблюдении корректности.

Осталось позитивное чувство от наблюдения за зрителями: не было отвлечений, слушатели активно реагировали на информацию. Особенную заинтересованность проявил Иван Бакушкин (10 «А»), по окончании дебатов он задал спикерам обеих сторон вопросы: «Можно ли говорить о свободе слова в наше время, когда мы видим, как власть закрывает телеканалы, выступающие с ее критикой? Стоит ли возмущаться по поводу засилья мигрантов, можем ли мы сами справиться с той работой, которую они выполняют?»

 Жюри вынесло вердикт: стороны выступили равнозначно, лучшие спикеры – Вероника Савинова и Андрей Нещеретнев. Было высказано предложение провести следующие дебаты между командами 10 и 11 классов.

       Мы попросили участников дебатов поделиться своими впечатлениями.

       Дебаты – это обмен мыслями между сторонами. Но даже вроде бы такое простое определение этого слово заставило нас серьёзно задуматься. Надо отметить, что для нас это был дебют.  Посоветовавшись между собой, мы приняли решение, что даже если мы идём на это в первый раз, наша команда должна отстоять свою точку зрения. Нам немножко повезло, и мы стали утверждающей стороной. Темой наших убеждений являлось утверждение  «Мы сейчас живем лучше, чем во времена А.С. Пушкина». Подготовка заняла много времени как в школе, так и дома. Мы ответственно подошли к данному вопросу: вновь повторяли историю 19 века, находили что-то новое для себя. И знаете, это оказалось настолько увлекательным, что мы полностью убедились в нашей правоте. К тому же мы весело провели время вместе. И вот день дебатов, наша команда, наверное, как и команда соперников, всерьёз  волновалась, потому что мы до сих пор не знали: а как оппоненты построили свой текст, а какие факты они включили, а какие вопросы мы можем задать.  Мы отвечали, мы восклицали, мы отрицали и утверждали. Всё было по-настоящему и это безумно нравится, когда кажется, что ты находишься на самых настоящих дебатах и можешь в присутствии других людей отстоять свою мысль. Конечно, были и некоторые недочеты с нашей стороны, ну как без них, всё-таки первый раз участвуем и тему мы не выбирали, мы просто должны были поверить в неё, но наша тема нам импонировала. С удовольствием примем  следующую тему для новых дебатов.

     Мы не случайно так подробно осветили происходящее: не все интересующиеся смогли присутствовать по объективным причинам, не всем хватило времени высказаться. Предлагаем продолжить интеллектуальный спор: пишите комментарии, высказывайте собственную позицию.

   

Обновлено 23.10.2013 06:27
 

Комментарии  

 
0 #3 Елена Глушкова 24.10.2013 05:54
Первый раз была в качестве жюри. Очень трудно было выбрать лучшего из лучших. Приятно, что зал принял активное участие!
Цитировать
 
 
-2 #2 С.В. 24.10.2013 05:47
Первый раз на дебатах лицеистов! Здорово! Очень понравился Владимир! Лучший спикер!!!
Цитировать
 
 
+2 #1 23.10.2013 11:17
Мне, как классному руководителю 11 "А" класса, очень сложно принять чью либо сторону. Я конечно же на стороне моего любимого 11 "А". На дебатах мне не пришлось присутствовать, но я видела, как ребята готовились, сколько им пришлось перечитать всевозможной информации. И все таки аргументы отвергающей стороны более аргументированы .
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru