Организация научно-познавательной и проектной внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС нового поколения PDF Печать E-mail
Автор: Е.Н. Белова, директор МНОУ «Лицей № 22 города Белово», к.п.н.   
10.01.2013 16:27

 Программа эксперимента МНОУ «Лицей № 22 города Белово» 

Актуальность темы. С января 2011 года запланирован массовый переход образовательных учреждений России на БУП 2008 г., соответствующих национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 4 февраля 2010 года, Пр.-271.  Среди характеристик школы 21 века обозначена как приоритетная следующая: « Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» [http://mon.gov/ru/doc/akt/6591,print]. Данная идея находит свое полноценное воплощение в базисном учебном плане 2010: из 10 часов, отведенных для каждого класса на внеурочную деятельность – 2 спланировано на научно-познавательную. Кроме того в пояснительной записке обозначено: «В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает  познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками… Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора  широкого спектра занятий,   направленных на развитие школьника.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования». Таким образом, очевидно, что организация внеурочной, в том числе и научно-познавательной деятельности обучающихся по БУП - 2010 должна осуществляться согласно новым подходам и требованиям. Новые подходы к организации внеурочной деятельности обусловлены новым требованиям к результатам образования – формированию личностных, регулятивных, познавательных коммуникативных  универсальных учебных действий  обучающихся, достижение результатов воспитания первого, второго и третьего уровней и, как следствие, эффектов (развития личности благодаря собственным усилиям) [Примерная программа воспитания и социализации обучающихсчя. Начальное общее образование/ http://www.standart.edu.ru].

Внедрение БУП - 2010 на первом этапе потребует изменений, прежде всего, в образовательном процессе начальных классов. Очевидно, что именно начальное общее образование в большинстве общеобразовательных имеет наименьший опыт организации научно-познавательной и проектной внеурочной деятельности школьников. При этом на настоящий момент не определены и не охарактеризованы в достаточной мере особенности организации такой деятельности младших школьников, в том числе в условиях реализации БУП - 2010. Имеющиеся методические рекомендации, публикации различного плана ориентированы скорее на содержательный аспект деятельности и на индивидуальную работу, которая скорее исключение, чем правило в условиях БУП - 1998, 2004.

Таким образом, налицо противоречие между необходимостью организации научно-познавательной деятельности обучающихся при реализации БУП 2010 и отсутствием выявленных и охарактеризованных организационно-педагогических условий результативности[1] названной деятельности школьников.

Лицей №22 города Белово имеет пятилетний опыт организации научно-познавательной и проектной внеурочной деятельности младших школьников. Кроме того, в течение трех лет лицей является региональным представительством Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ  дошкольников и младших школьников. В учебном плане (на основе БУП - 2004) лицея в течение 2008-2009 гг, 2009-2010 гг из школьного компонента выделялись часы на и исследовательскую и проектную деятельность младших школьников, которая обеспечивалась специальными рабочими программами. Ежегодно 20% младших школьников представляют результаты своей исследовательской и проектной деятельности на лицейской конференции. Результаты работы лицея в данном направлении признаны на Всероссийском и муниципальном уровнях. 70% учителей начальных классов лицея имеют высшее образование и 50% ВКК. В лицее библиотека, читальный зал, современные лаборатории химии, физики, биологии, географии. 100% кабинетов начальных классов имеют компьютерную технику. Таким образом, лицей имеет необходимые стартовые условия для разрешения проблемы исследования.  

Проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия, обеспечивающие результативную научно-познавательную и проектную деятельность обучающихся по БУП - 2008. 

Объектом исследования является внеурочная научно-познавательная и проектная деятельность обучающихся 1-4 классов по БУП - 2010 в общеобразовательном учреждении, а предметом – организационно-педагогические условия внеурочной научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся 1-4 классов по новым ФГОС в общеобразовательном учреждении.

Педагогическая цель - формирования у обучающихся универсальных учебных действий (уровень возможностей) во внеурочной научно-познавательной и проектной деятельности (1-4 классы). 

Цель эксперимента – выявить и охарактеризовать организационно-педагогические условия, обеспечивающие результативную внеурочную научно - познавательную и проектную деятельность обучающихся (1-4 классы) по БУП 2010. 

Задачи эксперимента:

·  на основе изученной литературы, электронных-,  интернет-ресурсов психолого-педагогического, организационно-методического характера и анализа организационно-педагогического опыта по проблеме исследования определить основные теоретические положения и условия организации результативной научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся 1-4 классов по БУП 1998 и 2004 гг;

· разработать и экспериментально проверить модель управления и педагогического руководства научно-познавательной и проектной деятельностью обучающихся 1-4 классов в условиях реализации новых ФГОС;

· разработать и экспериментально проверить типовые локальные акты (планы, циклограммы, положения и пр.), рабочие программы, методические рекомендации, сценарии занятий, мероприятий и пр., определяющие организацию научно-познавательной и проектной деятельности  обучающихся 1-4 классов в условиях реализации новых ФГОС;

· разработать и экспериментально проверить критерии и показатели результативно организованной научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся  ОУ, согласно которым будет осуществляться мониторинг, и стимулирующие механизмы для педагогов и руководящих работников.

 Гипотеза:

Научно-познавательная и проектная деятельность обучающихся (1-4 классы) по новым ФГОС будет результативной, если будут обеспечены соответствующие организационно-педагогические условия:

· в основу организации положены как теоретические положения и требования, заявленные в инициативе «Наша новая школа» и новых ФГОС, так и результаты практического опыта образовательных учреждений по организации данной деятельности в условиях БУП - 1998 и 2004;

· управление научно-познавательной деятельностью и проектной обучающихся 1-4 классов в условиях реализации новых ФГОС будет осуществляться согласно линейно-функциональной модели с элементами матричной формы, максимально открытой по характеру внешних и внутренних связей с широким привлечением родителей, общественности, детско-юношеской организации старшеклассников; с распределением обязанностей согласно позициям менеджера, куратора, руководителя, научного консультанта, гаранта. 

·   научно-познавательная и проектная деятельность обучающихся (1-4 классы) по новым ФГОС будет обеспечена типовыми локальными актами (планы, циклограммы, положения и пр.), рабочими программами, методическими рекомендациями, сценариями занятий, мероприятий и пр., определяющими организацию данной работы;  

· будут действовать разработанные критерии и показатели результативно и эффективно организованной научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся  ОУ, согласно которым будет осуществляться мониторинг, и стимулирующие механизмы для педагогов и руководящих работников. 

Ожидаемые результаты

выявленные и охарактеризованные организационно-педагогические условия, обеспечивающие результативную внеурочную научно - познавательную и проектную деятельность обучающихся (1-4 классы) по новым ФГОС с приложенными типовыми локальными актами рабочими программами, методическими рекомендациями, сценариями занятий, мероприятий и пр. 

 Критерии оценки результативности организации научно-познавательной внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации новых ФГОС 

  • Рост количества обучающихся, задействованных во внеурочной научно-познавательной и проектной деятельности
  • Удовлетворенность родителей процессом и результатами внеурочной научно-познавательной и проектной деятельностью обучающихся
  • Положительная оценка продуктов внеурочной научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся внешними экспертами ( не менее 70% работ)
  • Положительная динамика результатов формирования у обучающихся–участников эксперимента соответствующих их научно-познавательной и проектной деятельности универсальных учебных действий, а именно:

 

в сфера

универсальные учебные действия

1) личностных универсальных учебных действий

 

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

• выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;

• устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;

• адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;

• положительная адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

 

2)регулятивных универсальных учебных действий

 

 

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• самостоятельно адекватно оценивать правильность

выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 

3)познавательных универсальных учебных

действий

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

 

4)коммуникативных универсальных учебных

действий

• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учета

интересов и позиций всех его участников;

• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• задавать вопросы, необходимые для организации

собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

  •   Положительная динамика и стабильно высокие результаты показателей успешности  обучения обучающихся, прежде всего по предметам, соответствующим их научно-познавательной и проектной внеурочной деятельности 

 

 Диагностический инструментарий:

1) Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, Л. В. Вагнера); проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»; рефлексивная самооценка учебной деятельности; Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г. Ю. Ксензовой); Опросник мотивации; Методика выявления характера атрибуции успеха/ неуспеха;

2) Таблица для анализа развития уровня целеполагания; таблица для оценки уровня сформированности контроля; таблица уровня развития оценки обучающихся; Типовые задачи; Проба на внимание (П. Я. Гальперин, С, Я, Кабыльницкая);

3)  Типовые задачи: построение числового эквивалента или взаимно%однозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска); Проба на определение количества слов в  предложении (С. Н. Карпова); Диагностика универсального действия общего приема решения задач (А. Л. Лаурия, Л. С. Цветковой); Методика нахождения схем к задачам (А. Н. Рябинкина);

4) Типовые учебные задачи (Ж. Пиаже); Методика «Кто прав» (Г. А. Цукерман и др.); Задание «Рукавички» (Г. А. Цукерман и др.); Задание «Дорога к дому»[2]

5) Лист педагогических наблюдений, портфолио учеников, опросники (2)

Методы и средства эксперимента: анализ содержания образовательных стандартов и программ 2008 и БУП 2008, проекта новых санитарно-гигиенических требований,  изучение литературы по проблеме эксперимента, моделирование управления деятельностью, проектирование условий, педагогическое наблюдение, прогнозирование результатов и рисков, анкетирование, тестирование, групповые и индивидуальные беседы с участниками образовательного процесса, анализ и интерпретация результатов, математические расчеты. 

Сроки эксперимента: июнь  2011 г. – июнь 2015 г.

Этапы.

Организационно-теоретический (июнь-сентябрь  2011 г.) – обеспечение условий для реализации эксперимента: программы эксперимента, распределение функциональных обязанностей эксперимента, изучение научно-педагогической литературы по проблеме эксперимента.

Практический (сентябрь 2011 г. – май 2015 г.) – реализация программы экспериментальной работы.

Обобщающий (май-июнь 2011, 2012, 2013, 2014 гг; апрель – сентябрь 2015 г.) – анализ, оценка и оформление результатов, корректирование гипотезы, популяризация типовых локальных актов, рабочих программ, методических рекомендаций. 

Состав участников эксперимента.

Научный руководитель: Н.Э. Касаткина, д.п.н., профессор, академик МАН ВШ, заведующая межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики.

Руководители эксперимента: Е. Н. Белова,  к.п.н., директор по МНОУ «Лицей № 22 города Белово».

Координатор эксперимента: Е. В. Штрафметова, заместитель директора по начальному образованию МОУ «Лицей № 22 города Белово».

Участники эксперимента: учителя начальных классов (8), учителя-предметники лицея (10), педагог-психолог (1) заместитель директора лицея по УВР, ответственный за связи с общественностью (1), заведующий библиотекой лицея(1), заместитель директора лицея по ИКТ (1), заведующие предметными учебными лабораториями (3), лаборанты (2), председатель Управляющего совета лицея, председатель воспитательно-образовательной комиссии управляющего совета лицея №22, председатель общелицейского родительского комитета, родители 1-4 классов, участвующих в эксперименте.

База эксперимента: обучающиеся 1-4 классов МНОУ «Лицей № 22 города Белово» (200 человек)

  Риски:

  • перегрузка обучающихся;
  • недостаточно высокий уровень профессиональной компетентности учителей, задействованных в эксперименте. 

 

Предупреждение негативных последствий:

  • административный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм в области максимально-допустимой нагрузки обучающихся;
  • создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности учителей, задействованных в эксперименте;
  • варьирование состава участников эксперимента;
  • коллективные формы организации экспериментальной деятельности.

 

Формы представления результатов эксперимента: Научно-методические рекомендации «Организация внеурочной научно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации новых ФГОС»; семинары-практикумы для педагогической общественности, статьи в научные сборники и Интернет-ресурсы.



[1] Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности. Например, пройдя туристический маршрут, школьник не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили юного человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности [Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование/ http://www.standart.edu.ru – с. 44]. 

[2] Диагностический инструментарий, заложенный в программе в кн.: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с. : ил. — ISBN

 

 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru