![]() | Сегодня | 22 |
![]() | Вчера | 422 |
![]() | На этой неделе | 2922 |
![]() | На прошлой неделе | 3741 |
![]() | В этом месяце | 10862 |
![]() | В прошлом месяце | 15930 |
![]() | Всего | 1680924 |
Организация научно-познавательной и проектной внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС нового поколения |
![]() |
![]() |
![]() |
Автор: Е.Н. Белова, директор МНОУ «Лицей № 22 города Белово», к.п.н. | ||||||||||
10.01.2013 16:27 | ||||||||||
Программа эксперимента МНОУ «Лицей № 22 города Белово» Актуальность
темы. С января 2011 года запланирован
массовый переход образовательных учреждений России на БУП Организация занятий по направлениям раздела
«Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного
процесса в школе. Общеобразовательные учреждения предоставляют учащимся
возможность выбора широкого спектра
занятий, направленных на развитие
школьника. Часы,
отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и
направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной
системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций,
круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ,
олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Занятия могут
проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами
учреждений дополнительного образования».
Таким образом, очевидно, что организация внеурочной, в том числе и научно-познавательной
деятельности обучающихся по БУП - 2010 должна осуществляться согласно новым
подходам и требованиям. Новые подходы к организации внеурочной деятельности
обусловлены новым требованиям к результатам образования – формированию
личностных, регулятивных, познавательных коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся, достижение результатов
воспитания первого, второго и третьего уровней и, как следствие, эффектов
(развития личности благодаря собственным усилиям) [Примерная программа воспитания
и социализации обучающихсчя. Начальное общее образование/ http://www.standart.edu.ru]. Внедрение БУП - 2010 на первом этапе потребует
изменений, прежде всего, в образовательном процессе начальных классов.
Очевидно, что именно начальное общее образование в большинстве
общеобразовательных имеет наименьший опыт организации научно-познавательной и
проектной внеурочной деятельности школьников. При этом на настоящий момент не
определены и не охарактеризованы в достаточной мере особенности организации
такой деятельности младших школьников, в том числе в условиях реализации БУП - 2010.
Имеющиеся методические рекомендации, публикации различного плана ориентированы
скорее на содержательный аспект деятельности и на индивидуальную работу,
которая скорее исключение, чем правило в условиях БУП - 1998, 2004. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью организации научно-познавательной
деятельности обучающихся при реализации БУП 2010 и отсутствием выявленных и
охарактеризованных организационно-педагогических условий результативности[1]
названной деятельности школьников. Лицей №22 города Белово имеет пятилетний опыт организации научно-познавательной и проектной внеурочной деятельности младших школьников. Кроме того, в течение трех лет лицей является региональным представительством Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ дошкольников и младших школьников. В учебном плане (на основе БУП - 2004) лицея в течение 2008-2009 гг, 2009-2010 гг из школьного компонента выделялись часы на и исследовательскую и проектную деятельность младших школьников, которая обеспечивалась специальными рабочими программами. Ежегодно 20% младших школьников представляют результаты своей исследовательской и проектной деятельности на лицейской конференции. Результаты работы лицея в данном направлении признаны на Всероссийском и муниципальном уровнях. 70% учителей начальных классов лицея имеют высшее образование и 50% ВКК. В лицее библиотека, читальный зал, современные лаборатории химии, физики, биологии, географии. 100% кабинетов начальных классов имеют компьютерную технику. Таким образом, лицей имеет необходимые стартовые условия для разрешения проблемы исследования. Проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия, обеспечивающие результативную научно-познавательную и проектную деятельность обучающихся по БУП - 2008. Объектом исследования является внеурочная научно-познавательная и проектная деятельность обучающихся 1-4 классов по БУП - 2010 в общеобразовательном учреждении, а предметом – организационно-педагогические условия внеурочной научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся 1-4 классов по новым ФГОС в общеобразовательном учреждении. Педагогическая цель - формирования у обучающихся универсальных учебных действий (уровень возможностей) во внеурочной научно-познавательной и проектной деятельности (1-4 классы). Цель эксперимента – выявить и охарактеризовать организационно-педагогические условия, обеспечивающие результативную внеурочную научно - познавательную и проектную деятельность обучающихся (1-4 классы) по БУП 2010. Задачи эксперимента: · на основе
изученной литературы, электронных-,
интернет-ресурсов психолого-педагогического, организационно-методического
характера и анализа организационно-педагогического опыта по проблеме исследования
определить основные теоретические положения и условия организации
результативной научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся 1-4
классов по БУП 1998 и 2004 гг; · разработать и
экспериментально проверить модель управления и педагогического руководства
научно-познавательной и проектной деятельностью обучающихся 1-4 классов в
условиях реализации новых ФГОС; · разработать и
экспериментально проверить типовые локальные акты (планы, циклограммы, положения
и пр.), рабочие программы, методические рекомендации, сценарии занятий,
мероприятий и пр., определяющие организацию научно-познавательной и проектной деятельности
обучающихся 1-4 классов в условиях
реализации новых ФГОС; · разработать и
экспериментально проверить критерии и показатели результативно организованной
научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся ОУ, согласно которым будет осуществляться
мониторинг, и стимулирующие механизмы для педагогов и руководящих работников. Гипотеза: Научно-познавательная и проектная деятельность
обучающихся (1-4 классы) по новым ФГОС будет результативной, если будут
обеспечены соответствующие организационно-педагогические условия: · в основу
организации положены как теоретические положения и требования, заявленные в
инициативе «Наша новая школа» и новых ФГОС, так и результаты практического
опыта образовательных учреждений по организации данной деятельности в условиях
БУП - 1998 и 2004; · управление научно-познавательной деятельностью и проектной обучающихся
1-4 классов в условиях реализации новых ФГОС будет осуществляться согласно
линейно-функциональной модели с элементами матричной формы, максимально
открытой по характеру внешних и внутренних связей с широким привлечением
родителей, общественности, детско-юношеской организации старшеклассников; с
распределением обязанностей согласно позициям менеджера, куратора, руководителя,
научного консультанта, гаранта. · научно-познавательная
и проектная деятельность обучающихся (1-4 классы) по новым ФГОС будет обеспечена
типовыми локальными актами (планы, циклограммы, положения и пр.), рабочими
программами, методическими рекомендациями, сценариями занятий, мероприятий и
пр., определяющими организацию данной работы; · будут действовать разработанные критерии и показатели результативно и эффективно организованной научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся ОУ, согласно которым будет осуществляться мониторинг, и стимулирующие механизмы для педагогов и руководящих работников. Ожидаемые
результаты выявленные и охарактеризованные
организационно-педагогические условия, обеспечивающие результативную внеурочную
научно - познавательную и проектную деятельность обучающихся (1-4 классы) по новым
ФГОС с приложенными типовыми локальными актами рабочими программами,
методическими рекомендациями, сценариями занятий, мероприятий и пр. Критерии оценки результативности организации научно-познавательной внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации новых ФГОС
Диагностический инструментарий: 1) Методика «Беседа
о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, Л. В.
Вагнера); проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»; рефлексивная
самооценка учебной деятельности; Шкала выраженности учебно-познавательного
интереса (по Г. Ю. Ксензовой); Опросник мотивации; Методика выявления характера
атрибуции успеха/ неуспеха; 2) Таблица для
анализа развития уровня целеполагания; таблица для оценки уровня
сформированности контроля; таблица уровня развития оценки обучающихся; Типовые
задачи; Проба на внимание (П. Я. Гальперин, С, Я, Кабыльницкая); 3) Типовые задачи:
построение числового эквивалента или взаимно%однозначного соответствия (Ж.
Пиаже, А. Шеминьска); Проба на определение количества слов в предложении (С. Н. Карпова); Диагностика
универсального действия общего приема решения задач (А. Л. Лаурия, Л. С.
Цветковой); Методика нахождения схем к задачам (А. Н. Рябинкина); 4) Типовые учебные
задачи (Ж. Пиаже); Методика «Кто прав» (Г. А. Цукерман и др.); Задание
«Рукавички» (Г. А. Цукерман и др.); Задание «Дорога к дому»[2] 5) Лист
педагогических наблюдений, портфолио учеников, опросники (2) Методы и средства эксперимента: анализ содержания образовательных стандартов и программ 2008 и БУП 2008, проекта новых санитарно-гигиенических требований, изучение литературы по проблеме эксперимента, моделирование управления деятельностью, проектирование условий, педагогическое наблюдение, прогнозирование результатов и рисков, анкетирование, тестирование, групповые и индивидуальные беседы с участниками образовательного процесса, анализ и интерпретация результатов, математические расчеты. Сроки
эксперимента: июнь Этапы. Организационно-теоретический (июнь-сентябрь Практический (сентябрь Обобщающий (май-июнь 2011, 2012, 2013, 2014 гг; апрель –
сентябрь Состав
участников эксперимента. Научный
руководитель: Н.Э. Касаткина, д.п.н.,
профессор, академик МАН ВШ, заведующая межвузовской кафедрой общей и вузовской
педагогики. Руководители
эксперимента: Е. Н. Белова, к.п.н., директор по МНОУ «Лицей № 22 города
Белово». Координатор
эксперимента: Е. В. Штрафметова, заместитель
директора по начальному образованию МОУ «Лицей № 22 города Белово». Участники
эксперимента: учителя начальных
классов (8), учителя-предметники лицея (10), педагог-психолог (1) заместитель
директора лицея по УВР, ответственный за связи с общественностью (1),
заведующий библиотекой лицея(1), заместитель директора лицея по ИКТ (1),
заведующие предметными учебными лабораториями (3), лаборанты (2), председатель
Управляющего совета лицея, председатель воспитательно-образовательной комиссии
управляющего совета лицея №22, председатель общелицейского родительского
комитета, родители 1-4 классов, участвующих в эксперименте. База
эксперимента: обучающиеся 1-4 классов
МНОУ «Лицей № 22 города Белово» (200 человек) Риски:
Предупреждение
негативных последствий:
Формы
представления результатов эксперимента:
Научно-методические рекомендации «Организация внеурочной научно-познавательной
деятельности младших школьников в условиях реализации новых ФГОС»; семинары-практикумы
для педагогической общественности, статьи в научные сборники и
Интернет-ресурсы. [1] Воспитательный
результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил
школьник вследствие участия в той или иной деятельности. Например, пройдя
туристический маршрут, школьник не только переместился в пространстве из одной
географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический
результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и
прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия
(воспитательный результат). Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили юного человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности [Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование/ http://www.standart.edu.ru – с. 44]. [2] Диагностический инструментарий, заложенный в
программе в кн.: Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов,
Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.:
Просвещение, 2008. — 151 с. : ил. — ISBN
|