Формирование готовности обучающихся к итоговому тестированию в начальной школе PDF Печать E-mail
Автор: Максимова О.Н., учитель начальных классов   
10.11.2011 07:18

Образовательные стандарты второго поколения в качестве основной цели обучения называют «развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности». Деятельностный подход в обучении основан на исследованиях Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, в которых указывается на зависимость познавательного развития учащихся от характера организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Умение учиться – особое, отличное от других умений школьных умений. Именно его сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится приобретать знания.

Главная задача начальной школы – научить учиться. Для этого выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной деятельности:

- самостоятельно разбираться в учебной задаче;

- находить способ её решения;

- сравнивать свой результат с правильным ответом;

- адекватно оценивать себя и свои действия;

-научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации

В рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, обучающиеся четвёртых классов начальной школы, выполняют задания по русскому языку и математике в тестовой форме по принципу ЕГЭ.

Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.

Индивидуальная траектория учения - это та траектория, по которой каждый ученик продвигается в учебном процессе. Реализация такого подхода требует существенной модернизации образовательной среды на уроке, насыщения её вариативными и динамичными формами работы и контроля учебных достижений учащихся.

Урок нуждается в технологиях, позволяющих детям самим влиять на то, что и как они изучают. Одной из технологий, выявляющей позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся, является тестовая технология.

Однако, назначение тестов – не только и даже не столько контроль и оценка знаний, умений – сколько диагностика проблем возникающих у обучающихся на каждом этапе изучения программного материала.

С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конкретный результат, а тест позволяет установить его причину, благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.

Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствует обучению младших школьников процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», даёт возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.

Тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля над качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности,  стрессовое состояние.

Цель данной методической разработки - помочь создать организационно-педагогические условия использования тестовой технологии для подготовки обучающихся к успешному выполнению тестовых заданий в начальной школе.

Методическая разработка содержит конкретные материалы, которые педагог может использовать в своей работе: важнейшие положения тестового контроля, основные функции, виды и формы тестов, подходы создания тестовых заданий, требования к их составлению.

В данной методической разработке предлагаются тестовые задания по образовательным областям базисного учебного плана «Филология» (русский язык, чтение) и «Математика».

Содержание всех видов тестовых заданий соответствует обязательному минимуму содержания начального общего образования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся, оканчивающих начальную школу.

Тестовые задания представлены в нескольких вариантах, открытой и закрытой формах, комбинированные тесты. К каждому заданию определены цели работы, предлагаются инструкции для учителя и обучающихся, ключи, критерии оценивания.

Из предложенного комплекта тестовых заданий учитель вправе выбрать наиболее приемлемые для своего класса и использовать их в соответствии с примерным графиком, предлагаемым в методической разработке.

Методическая разработка состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложений. В первом разделе представлена система работа по формированию способности к итоговому тестированию.

Во втором - комплект тестовых заданий по русскому языку и математике для выпускников начальной школы для глубокой диагностики знаний, умений и навыков обучающихся.

В приложениях собраны материалы, раскрывающие результативность и целесообразность  использования методической разработки на практике.

Окончание статьи можно прочитать в методическом кабинете лицея.

Обновлено 29.12.2013 14:09
 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru