Урок литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО. Основные тезисы статьи по теме самообразования PDF Печать E-mail
Автор: Максимова О. Н., учитель начальных классов   
30.10.2012 09:41


Содержание курса «Литературное чтение» соответствует концептуальным положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г., и требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

На специфическом материале учебников по литературному чтению с первого по четвертый класс обеспечивается достижение общих целей начального общего образования, заявленных в стандарте.

Реализация системно-деятельностного подхода предполагает преемственность с дошкольными видами деятельности детей (синкретическая деятельность, постепенное становление ученика в позициях слушателя, читателя, исследователя), активизацию познавательной деятельности каждого учащегося, формирование мотивации к достижению учебных результатов. Учебники помогают сформировать способы практической работы с книгой, умение переносить знания из сферы учебных действий в сферу самостоятельного чтения. Система вопросов в учебниках нацелена на формирование не только предметных, но и метапредметных умений и способов деятельности, на формирование мышления как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизводству полученного знания.

Реализация личностного подхода проявляет себя в учете возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника, направлена на раскрытие его личностного потенциала. В учебниках даны разные по степени сложности и направленности познавательного интереса задания и вопросы.             Кроме того, присутствуют задания повышенной сложности, задания, которые можно выполнять в паре, в группе, с помощью взрослых. Имеются задания для девочек и для мальчиков.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников включается в целостное развитие интеллектуальной, эстетической, волевой, эмоциональной сфер личности. Оно направлено на усвоение детьми понятий нравственного содержания, осознание нравственной проблематики гуманитарного знания; формирование эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Тексты в учебниках подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, который понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств. Тексты показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.

Материал учебников призван обеспечить их социализирующую функцию. Содержание учебников ориентировано на жизненные потребности детей, помогает сформировать у младшего школьника умение ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.

Стимулирование детского творчества является одной из приоритетных задач личностного развития средствами литературного чтения. Формируется умение решать творческие задачи, импровизировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (рассуждение на заданную тему, отзыв). Собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, басен, рассказов) занимает особое место как один из эффективных способов проникновения в тайны художественного образа; наряду со стихами известных поэтов приводятся стихи школьников (в учебнике 2 класса строки из детских стихов взяты в качестве эпиграфов), что пробуждает интерес детей к самостоятельному творчеству.

На материале предмета «Литературное чтение» получают развитие универсальные учебные действия, которыми должен овладеть младший школьник. Развитию познавательной компетенции способствует формирование информационной грамотности. В учебнике применяются различные способы передачи учебной информации (содержательные рисунки, схемы, таблицы, пиктограммы и т.д.), включаются задания, предполагающие активные действия обучающихся по поиску, осмыслению, обработке, организации информации, созданию простых информационных объектов.

Навыками работы с информацией помогают овладеть также дополнительные элементы учебника: приложения и пр. Активную роль играют такие структурные элементы учебника, как лента времени, словарь, иллюстрации на форзацах. Организуется работа обучающихся со справочной литературой вне учебника. Вырабатывается умение ориентироваться внутри текста и внутри учебника. Находить нужное место в уже прочитанной книге, листать и бегло просматривать уже изученный текст учит ряд специальных заданий. Мотивируется поиск дополнительной информации, обращение к словарю (эта рубрика находится в конце учебников). Вопросы и задания побуждают постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам, чтобы сравнить их со вновь изученными по содержанию, настроению и другим основаниям. Этот прием позволяет школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов.

Сравнение  один из важных общеучебных навыков, умений и способов действия, выделяемых в стандарте. Младшие школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных текстов, например, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, произведений разных времен и народов. Разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, они продвигаются как в литературном развитии, так и общем развитии в целом. Задания на страницах «Проверь себя» инициируют познавательную рефлексию.

Развитию коммуникативной компетентности способствует опыт коллективного взаимодействия, опыт участия в учебном диалоге. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей. Уделяется внимание развитию рефлексии как важнейшего качества, определяющего личностную, познавательную и коммуникативную успешность ребенка.

Интеграция предметных областей обеспечивает формирование целостной картины мира и становится основой развития способности к организации самостоятельной учебной деятельности и дальнейшему самообразованию обучающихся. Например, обращение к «Картинной галерее» позволяет рассматривать обсуждаемые эстетические и этические проблемы на материале другого вида искусства, с иной позиции. Актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство».

По данной теме приготовлена  презентация, в которой кратко охарактеризованы основные положения Примерной (базисной) программы по литературному чтению, являющейся составной частью пакета материалов, предназначенных для реализации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования второго поколения.

Охарактеризованы три основные раздела Программы. Основное внимание уделено внесенным в новый стандарт изменениям по сравнению с действующим стандартом в данной предметной области.

     Выделены такие новые педагогические понятия, включенные в Примерную (базисную) программу по литературному чтению, как:

  • Читательская компетентность (компетенция)
  • Необходимый уровень литературного развития
  • Читательская самостоятельность
  • Читательские умения.

   Представлены ожидаемые итоговые тематические результаты обучения и рекомендуемые в Стандарте критерии оценивания учащихся на уроках литературного           чтения.

  Данную презентацию целесообразно использовать в качестве наглядного комментария на заседаниях кафедры начального образования,  на родительских собраниях, главной целью которых является ознакомление педагогов и родителей с основными положениями Стандартов второго поколения.

 

 

Обновлено 29.12.2013 14:07
 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru