ПРОГРАММА СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ янв 2014 - май 2016 PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
23.12.2013 03:52

ПРОГРАММА  СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ ПО ТЕМЕ:

РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ


Сроки стажировки: январь 2014 г.- май 2016 г.

Пояснительная записка

Всеобщая декларация прав человека (1949 год) ООН провозгласила: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». После этого ООН было принято более 100 документов, обеспечивающих гендерное равенство. В «Практическом руководстве по внедрению гендерных подходов» (Бюро ООН по странам Центральной и Восточной Европы, 2002 год) под понятием «гендерный подход» подразумевается «процесс оценки любого планируемого мероприятия с точки зрения его воздействия на женщин и мужчин, в том числе – законодательства, стратегий и программ во всех областях и на всех уровнях…». Россией ратифицирован данный международный документ, равно как и Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год).  Кроме того, статья 19 п. 3  Конституции РФ 1993 года гласит: «Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Федеральным законом «Об образовании» (ст.5) «Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола…». Государственные образовательные стандарты, учебные программы одинаковы для обоих пола за исключением предмета «Технология».

В целом в дошкольном и общем среднем образовании на уровне условий обеспечиваются, казалось бы, равные условия и возможности получения образования для всех воспитанников и школьников независимо от пола. Тем не менее, в настоящий момент не обнаруживается  равенство результатов образования.

Приведем некоторые из свидетельствующих об  этом факты.

·       Школьные успехи девочек во всех развитых странах выше школьных успехов мальчиков, с 4 – 5 класса в школе начинают доминировать девочки. Они опережают мальчиков в учебе и в общественной жизни школы, занимая все руководящие посты. Большинство тех, кто завершает школьное обучение с более высокими баллами – девушки.

·       Большинство тех, кто покидает школу, не получив полного общего образования – юноши [Гендерные проблемы в России (по национальным публикациям 1993-2003 гг.) – М.: Алекс, 2004 – с. 52].

·       Среди обучающихся в старших классах девушек на 8-9% больше, чем юношей. Юноши, окончившие 9 классов, в большем количестве переходят в систему начального профессионального образования.

·       В вузах девушки составляют 56% от общего числа студентов. Статистика поступления в вузы устойчиво свидетельствует о росте доли девушек из общего числа первокурсников.

·       Мужчины в сельской местности в своем большинстве не имеют высшего образования.

·       Среди беспризорников-детей в России преимущественно мальчики.

·   Более 30% девушек и 50% юношей, по данным Министерства здравоохранения России имеют заболевания, которые ведут к ограничению репродуктивных функций.

·       Специалисты Института гигиены детей и подростков Научного центра здоровья детей в результате сорокалетнего наблюдения за состоянием здоровья учеников нескольких московских школ и выявили такие факты: сегодня здоровыми можно назвать лишь 29% выпускников – мальчиков и  6% девочек. Причем сорок лет назад школа выпускала здоровых мальчиков 45%, девочек 30%.

Чем объясняются приведенные выше данные? Думается, прежде всего, тем, что при стратегии государства на равенство возможностей образования, с одной стороны, недостаточно разработаны научно-методические пути реализации гендерного подхода в образовании; с другой стороны, педагоги зачастую не готовы в полной мере учитывать гендерные особенности воспитанников и школьников в образовании. Большинство из них закончили вузы во времена, когда гендерная педагогика в лучшем случае делала свои первые шаги. На современном этапе развития образования в системе повышения квалификации пока не разработана единая система гендерного образования педагогов. Кроме того, недостаточно педагогической литературы, которая оказывает научно-методическую помощь практикующему российскому педагогу в разрешении проблем гендерного характера, в повышении собственной квалификации в данном направлении. 

Цель работы стажировочной площадки  - формирование готовности педагогов к реализации гендерного подхода в обучении и воспитании школьников.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

1.     Дать знания по проблеме реализации гендерного подхода в обучении и воспитании школьников;

2.     Создать условия для формирования мотивации по проблеме   реализации гендерного подхода в обучении и воспитании школьников;

3.     Сформировать умения применять гендерный подход в обучении и воспитании школьников в практической деятельности педагога.

Особенность данной программы стажировочной площадки состоит в том, что наряду с лекционными занятиями предусматривается практическая работа в разнообразных формах: тренинг, кейсовые технологии, мастер-классы, практикумы и др.

Категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа стажировочной площадки: руководящие и педагогические работники общего и дополнительного образования.

Сфера применения полученных профессиональных компетенций. Полученные педагогическими работниками в процессе повышения квалификации профессиональные компетенции, умения и знания используются в профессионально-педагогической деятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОГРАММЕ

1. Нормативный срок освоения программы –  8-24 часа

2. Режим обучения – 8 часов в день.

3. Форма обучения – с полным отрывом от работы, с частичным отрывом (с применением дистанционных технологий).

  

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

РАБОТЫ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ 

В результате работы стажировочной площадки:

1.     около 90 педагогов и руководящих работников общего и дополнительного образования пройдут стажировку по проблеме реализации гендерного подхода в обучении и воспитании школьников.

2.     у педагогических работников, прошедших стажировку,   сформируются следующие профессиональные компетенции, включающие в себя способность:

·        компетентно использовать знания по проблеме реализации гендерного подхода в обучении и воспитании школьников;

·        результативно действовать в пределах своих должностных обязанностей;

·        содействовать гендерной самоидентификации школьников и реализации их потенциала с учетом гендерных особенностей.

3.     у 100% педагогов и руководящих работников, прошедших стажировку, будет сформирована мотивации для реализации гендерного подхода в обучении и воспитании школьников в своих образовательных учреждениях. 

Критерии

Показатели

Измерители

Педагоги, прошедшие стажировку по проблеме реализации гендерного подхода в обучении и воспитании школьников

2013-2014г. – 30 человек

2014-2015г. – 30 человек

2015-2016г. – 30 человек

Положительное экспертное заключение по результатам стажировки

Свидетельство о прохождении стажировки

Уровень сформированности профессиональных компетенций по проблеме реализации гендерного подхода в обучении и воспитании школьников

У 95% педагогов сформированы профессиональные компетенции

Тестирование

Уровень выполнения итоговой работы

Уровень сформированности  мотивации для реализации гендерного подхода в обучении и воспитании школьников в своих образовательных учреждениях.

 

У 100% педагогов и руководящих работников, прошедших стажировку

Анкетирование

 

ПОРЯДОК РАБОТЫ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ

  Работа стажировочной площадки предполагает проведение установочной конференции, тематических семинаров-практикумов, в рамках которых наряду с рассмотрением теоретических вопросов, стажёрам будут предложены  практические задания: тестирование, кейсовые методики,  мониторинговые исследования и др. В практической части работы стажировочной площадки стажеры под руководством педагогов лицея разработают один из вариантов итоговой работы. Это может бытьсценарий урока, занятия, внеурочного мероприятия, программа внеурочной деятельности, локальный акт, методические рекомендации (для руководителей). Практическая часть работы стажировочной площадки может быть организована для стажера, как  в очной форме, так и заочно (дистанционно). 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

№ п/п

Планируемые мероприятия

Сроки проведения

Ожидаемые результаты

1.

Назначение куратора стажировочной площадки

Сентябрь

Организация деятельности площадки

2.

Разработка положения о деятельности стажировочной площадки

Сентябрь

Организация деятельности площадки

3.

Разработка плана работы стажировочной площадки

Сентябрь-октябрь

Организация деятельности площадки

4.

Утверждение технологии набора слушателей и разработка плана-графика  обучения слушателей в рамках проекта

Сентябрь-октябрь

Организация деятельности площадки

5.

Установочная конференция

-          Презентация опыта работы лицея

-          План работы стажировочной площадки

-          Сущность нормативно-правового обеспечения реализации гендерного подхода в обучении и воспитании школьников

 

Январь 2014г.

Повышение профессиональной компетенции стажера по вопросам реализации гендерного подхода в обучении и воспитании школьников

6.

Семинар «Гендерная педагогика: становление, направления исследований и деятельности»

Февраль 2014г.

Повышение профессиональной компетенции стажера по вопросам реализации гендерного подхода в обучении и воспитании школьников

7.

Семинар «Гендерные различия с позиций ученых и педагогов»

Март 2014г.

Повышение профессиональной компетенции стажёра по вопросам реализации гендерного подхода в обучении и воспитании школьников

8.

Практикумы

В течении учебного года

Апробирование стажером моделей, приемов, средств и технологий на основе полученного опыта.

9.

Конференция по итогам работы стажировочной площадки

Май 2014г.

Выступления участников

10.

Размещение отчёта о работе стажировочной площадки на сайте ГО ДПО «КРИПКиПРО»

1 раз в квартал

Трансляция результатов деятельности

11.

Мониторинг деятельности стажировочной площадки

1 раз в год

Рефлексия деятельности

12.

Дистанционные консультации по вопросам реализации гендерного подхода в обучении и воспитании школьников

В течении учебного года

Организация сетевого  взаимодействия с ОУ Кемеровской области

13.

Представление опыта в различных информационных источниках

Май 2014г.

Трансляция результатов деятельности


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

 КОМПЛЕКС СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ 

1.     Учебно-методическое пособие «Введение в гендерную педагогику, или зачем и как учитывать особенности мальчиков-юношей и девочек-девушек», автор Е.Н. Белова, канд. пед. наук.

2.     Курс повышения квалификации «Гендерная педагогика», автор Е.Н. Белова, канд. пед. наук.

3.     Книга для родителей «Мальчики и девочки: учиться вместе или врозь», автор Е.Н. Белова, канд. пед. наук.

4.     Сборник статей «Гендерный подход в обучении и воспитании школьников», авторский коллектив МБНОУ лицея № 22 города Белово.

5.     Методические рекомендации по реализации гендерного подхода в обучении и воспитании школьников в образовательном учреждении.

6.     Сборник дидактических материалов по организации занятий с использованием гендерного подхода.

7.     Сборник сценариев уроков, занятий, внеурочных мероприятий, программ внеурочной деятельности, реализующих гендерный подход в обучении и воспитании школьников.

8.     Положение о классах раздельно-параллельного обучения.

Обновлено 29.12.2013 14:32
 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru