Эффективные средства и способы обучения математике в классе мальчиков при раздельно-параллельном обучении (из опыта работы) PDF Печать E-mail
Автор: Кускова А.Б., учитель математики, зам. директора по УВР   
10.01.2011 18:37

Педагоги лицея №22 города Белово Кемеровской области четыре года работают в классах раздельно-параллельного обучения. Учителя изучают литературу по гендерной педагогике, в лицее проводятся научно-методические семинары по этой проблеме. И каждый педагог, заинтересованный в этом вопросе, все больше задумывается о методах работы в данных классах.

В самом начале работы с мальчиками было много вопросов: «Из чего они сделаны?», «Что с ними делать?», «Кто они такие?» После четырех лет работы в классе мальчиков, вопросов не меньше, но это другие вопросы: «Как преподнести материал доступно для большинства?», «Как увлечь мальчиков на уроке?», «Чем удивить?» Многие ответы мне подсказали сами мальчики, некоторые ответы пришлось получить, пройдя совместный с мальчиками путь.

При обучении мальчиков математике, а в дальнейшем алгебре и геометрии я выявила некоторые особенности преподавания. Приемы и методы обучения мальчиков подбираю с учетом гендерных особенностей. Обязательным стало разнообразие и постоянное обновление методов и способов для решения задач с большим количеством логических заданий.

Классу мальчиков был сразу задан высокий темп подачи материала. Мальчики быстро схватывали новую информацию, решали много номеров за урок. Но, как оказалось, мысли у мальчиков в этом возрасте «идут впереди руки». Много было недописанных тем, предложений в решении задач, в примерах многие действия были не прописаны, но решены устно. Здесь я «пошла по их пути», на уроке стала использовать аббревиатуры. Когда впервые на доске написала не тему урока, а «набор букв», мальчиков привело это в восторг. И мы заключили договор, если и сокращать что-нибудь до аббревиатур, то обязательно по правилам русского языка. Конечно, проблема сразу не решилась, но мальчики стали более внимательны к написанному. Аббревиатуру на уроках математики я использую и в настоящее время. Сейчас разгадывание аббревиатур – это разминка или опрос. Например, на уроке геометрии в 7 классе, на доске – «ВУР», мальчикам необходимо вспомнить теорему «Вертикальные угла равны». В 8 классе на уроке алгебры в начале урока я не стала озвучивать тему, на доске – «ФККУ». После объяснения нового материала, ребята сами сформулировали тему урока «Формулы корней квадратного уравнения».

В седьмом классе при решении задач мальчики стали предпочитать объему качество. За урок мы могли решить одну, две задачи. Но как могли решить! Находили несколько способов решения одной задачи. Мальчики постоянно были в поиске. Домашнее задание могло состоять из одной задачи, но было условие, что решить ее нужно несколькими способами. Тем самым решалась еще одна проблема – списывание уже решенных заданий с решебника, вместо того, чтобы решать самостоятельно (именно в этом возрасте мальчики стали пользоваться подобной литературой). Конечно, не все в классе могли решить задачу несколькими способами, но ведь раздельное обучение не отменило индивидуальную работу. Индивидуальные задания присутствуют на уроках у меня всегда. Это могут быть карточки для слабых успевающих с подсказками или задания для самостоятельной работы более сильным ученикам.

На уроках математики я часто использую соревновательные моменты, хотя к соревновательности в классе мальчиков отношусь с некоторой осторожностью. Она необходима, но в меру. В зависимости от возраста мальчиков меняются виды соревнований. В пятом, шестом классах мальчиков захватывала «работа за жетоны», то есть работали на себя и соревновались сами с собой. В седьмом, восьмом классах мальчики соревновались уже между собой. Я заметила, что им интересно стало соревноваться с тем соперником, который их сильней или примерно на одном уровне. При изучении темы «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений» в седьмом классе, мы устроили настоящий турнир. На уроке соревновались я и мальчик с хорошими математическими способностями. Мы на время решали один и тот же пример, который выбрал мальчик. Конечно же, зная формулу, я решила пример первой. Но какое было уже мое удивление, когда глядя на решенный мной пример, мальчики сами записали формулу в общем виде.

У большинства мальчиков есть дома компьютеры и внедрение ИКТ в образовательный процесс, позволило мне еще больше заинтересовать мальчиков. Первый, наиболее удачный урок в пятом классе с использованием компьютера я провела по теме «Диаграммы». Ребята с большим интересом знакомились с видами диаграмм, работали сами над их построением. Домашним заданием было: составить самим задачу и построить диаграмму, причем можно было построить и используя компьютер, и в тетради при помощи карандаша и линейки. Все мальчики построили диаграммы, используя программу Excel. Работая  в классе девочек, отметила, что на них такое построение диаграмм не произвело никакого впечатления. Девочкам хотелось самим построить диаграмму, раскрасить, подписать. С использованием цифровых ресурсов, уроки в классе мальчиков стали проходить более эффективно. Здесь и самостоятельное изучение нового материала, и возможность повторения пройденного. Учитывая, что часть экзамена в девятом классе проходит с выбором ответа, использую на уроке при подготовке тесты, выполненные в различных программах.

Одна из проблем в классе мальчиков с которой я столкнулась – это их невнимательность. Весной 2009 года в Кемеровской области проходило тестирование учащихся восьмых классов. Все отметки «отлично» были именно в классе мальчиков, но как показал анализ выполненных работ, положительных отметок могло быть и больше. При выполнении тестовых заданий ребята поспешили и неправильно перенесли ответы в таблицу.

В результате работы в классе мальчиков выявила некоторое эффективные средства и способы обучения:

·        поддерживать высокий темп работы

·        в работе с ребятами вводить правила на уроке, «заключать договора»

·        давать задания на сообразительность

·        наталкивать на собственные открытия

·        на уроках использовать информационно-комуникационные технологии.

 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru