Раздельно-параллельное обучение: здоровье и уровень физического развития PDF Печать E-mail
Автор: Коваленко Н. Н., заведующая спортивно-оздоровительным центром   
10.01.2009 18:47


Специалисты (педагоги, психологи, медицинские работники) давно ведут спор о вреде и пользе раздельно-параллельного обучения.

Психология мужчины и женщины имеет различия в организации. Согласно данным научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области  девочки быстрее, чем мальчики развиваются, раньше начинают говорить, лучше учатся в школе [2]. Однако в старших классах мальчики быстро берут реванш за счет своей инициативы, активности, склонности к абстрагированию, способности полностью отдаваться творческому процессу. Большинство девочек, во все  периоды  развития, никогда  «не забывают»  о своей половой  принадлежности,  даже если занимаются «не женским» делом [1]. Уже на начальном этапе школьного онтогенеза выявлены различия функциональной  организации  мозга у  обучающихся  разного пола: у девочек – наличие генерализованных биоэлектрических процессов и их симметрия, у мальчиков – наличие локальных внутриполушарных биоэлектрических процессов и их резкая межполушарная ассиметрия [4].

Содержание учебно-воспитательного процесса должно строиться дифференцированно с учетом состояния здоровья (в том числе репродуктивного), физического развития и особенностей организма девочек и мальчиков. Применение в школе гендерных педагогических технологий представляет малоиспользуемый резерв защиты от учебных перегрузок [5].

В лицее с 2005 года введено раздельно-параллельное обучение. Наблюдая на протяжении четырех лет за состоянием здоровья учащихся в классах раздельно-параллельного и совместного обучения, можно сказать, что у обучающихся раздельно-параллельных классов более гармоничное развитие. Диагностика гармоничности развития девочек осуществлялась путем использования «Оценочных таблиц уровня развития», разработанных авторским коллективом под руководством Э.М. Казина [3]. Данная система тестов, позволяет определить гибкость, выносливость, скоростно-силовые качества и координационные способности. Показатели тестов были переведены по специальным таблицам  в очки и в зависимости от набранного количества баллов каждому занимающемуся установлен уровень их физического развития. В таблицах №1-4 приведены уровни физического развития детей в классах совместного и раздельно-параллельного обучения. Тестирование проводилось среди учащихся 6-х классов, которые отбирались по желанию. Для достижения точных результатов были диагностированы одни и те же обучающиеся: 20 учащихся классов совместного обучения и 20 учащихся классов раздельно-параллельного обучения.

Таблица 1

Уровень физического развития обучающихся лицея (6-е классы). 2006 год (%)

 

Гибкость

Выносливость

Скоростно-силовые качества

Координационные способности

 

Показатель

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

В классах совместного обучения

59

41

0

45

45

10

40

30

30

60

40

0

В классах раздельно-параллельного  обучения

60

40

0

50

40

10

40

30

30

60

40

0

Таблица 2

Уровень физического развития обучающихся лицея (7-е классы). 2007 год (%)

 

Гибкость

Выносливость

Скоростно-силовые качества

Координационные способности

 

Показатель

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

В классах совместного обучения

22

59

19

45

40

15

30

60

10

20

50

30

В классах раздельно-параллельного  обучения

15

60

25

40

30

30

20

60

20

0

80

20

Таблица 3

Уровень физического развития обучающихся лицея (8-е классы). 2008 год (%)

 

Гибкость

Выносливость

Скоростно-силовые качества

Координационные способности

 

 

Показатель

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

В классах совместного обучения

15

65

20

42

35

28

20

60

20

10

60

30

В классах раздельно-параллельного  обучения

0

61

39

0

70

30

0

70

30

0

50

50

 

Таблица 4

Уровень физического развития обучающихся лицея (9-е классы).2009 год (%)

 

Гибкость

Выносливость

Скоростно-силовые качества

Координационные способности

 

 

Показатель

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

В классах совместного обучения

15

44

41

20

50

30

15

55

30

0

70

30

В классах раздельно-параллельного  обучения

0

40

60

0

20

80

0

30

70

0

30

70

 

Наши данные свидетельствуют о том, что уровень физического развития обучающихся стал выше

§         в классах совместного обучения: показатели гибкости повысились у 40% обучающихся, показатели выносливости у 25%обучающихся, показатели скоростно-силовых качеств у 25% обучающихся, показатели  координационных способностей у 60% обучающихся;

§         в классах раздельно-параллельного обучения:  показатели гибкости повысились у 60% обучающихся, показатели выносливости у 40%обучающихся, показатели скоростно-силовых качеств у 40% обучающихся, показатели  координационных способностей у 60% обучающихся.

Мы наблюдаем у обучающихся в классах раздельно-параллельного  обучения более высокие результаты таких качеств физического развития учащихся как, гибкость, выносливость и скоростно-силовые качеств. Во время каждого последующего измерения учащиеся гораздо успешнее справляются с тестовыми заданиями. В итоге на 2009 год 60-100% обучающихся (в зависимости от вида тестирования) показывают высокий уровень физического развития.

Антропометрические измерения и медицинские наблюдения свидетельствуют о том, что при адаптации девочки при раздельно-параллельном обучении, в отличие от учениц из обычного класса, не теряют в весе, следовательно, нервная система адекватно реагирует на смену обстановки; пищеварительная и иммунная системы работают нормально. Психологические исследования показывают более высокий уровень комфортности у учащихся раздельно-параллельного обучения.

Девочки при раздельно-параллельном обучении реже болеют простудными заболеваниями, чем их сверстницы из обычного класса, а вот мальчики, к сожалению, чаще. В таблице приведены данные за 4 учебных года.

Таблица 5

Частотность ОРВИ, простудных заболеваний лицеистов

Уч. год           

 

Класс

 

2005-2006

 

2006-2007

 

2007-2008

 

2008-2009

 

количество дней на 1 учащегося

совместного обучения

7

5

0,07

1,7

раздельно-параллельного обучения (мальчики)

3

5,7

2,9

1

раздельно-параллельного обучения (девочки)

1,5

2

1,3

0,6

 

Таким образом, мы наблюдаем положительное влияние раздельно-параллельного обучения на сохранение общего здоровья обучающихся и, в частности, репродуктивного здоровья девочек – будущих матерей.

 

Литература

1.       Апанасенко, Г.Л., Попова, Л.А. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова //  Киев. -  2000.

2.       Базарный, В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. Сборник материалов / В.Ф. Базарный // Сергиев Посад: Научно-внедренческая лаборатория физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области. -  2004. – 96 с.

3.       Казин, Э.М. Свиридова, И.А., Семенкова Т.Н. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях. Медико-физиологические и психолого-педагогические основы мониторинга: методическое пособие / Э.М. Казин, И.А. Свиридова, Т.Н. Семенкова // Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО. - 2006.

4.       Куинджи, Н.И. Валеология в школе / Н.И. Куинджи // М. -  2000. - 139 с.

5.       Лепешкова, Е. Если нет интереса к учению // Е. Лепешкова // Первое сентября. - 2007. - №3

 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru