![]() | Сегодня | 465 |
![]() | Вчера | 567 |
![]() | На этой неделе | 1032 |
![]() | На прошлой неделе | 3741 |
![]() | В этом месяце | 8972 |
![]() | В прошлом месяце | 15930 |
![]() | Всего | 1679034 |
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КЛАССЕ ДЕВОЧЕК В УСЛОВИЯХ РАЗДЕЛЬНО-ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ |
![]() |
![]() |
![]() |
Автор: Синицына Л. Ю., учитель английского языка |
10.01.2010 18:51 |
Двадцать шесть будущих матерей, женщин, жен, подруг, сестер, любимых, партнерш и бизнес-леди живут в моем классе. Здесь они обучаются, растут, воспитываются, вступают в отношения, плачут, обнимаются, ссорятся, страдают, любят, наряжаются, обретают опыт терпения, взаимодействуют – одним словом, учатся жизни. Непростым было решение
стать классным руководителем 25 девочек (потом их стало 26). С чего начать? Со
знакомства с гендерной педагогикой, психологией и профессиональным самоопределением
относительно теоретических положений, которые стали основой практической
деятельности:
Следующим шагом моей
работы как классного руководителя было изучение особенностей классного
коллектива. Исследования ученых в области гендерных отношений подтвердились при
изучении отношений в моем однополом классе. Для девочек моего класса не так
значимо чувство принадлежности к определенной группе, они вступают в контакт с
теми, кто им наиболее симпатичен. Но для них очень важно одобрение членов
группы равно как и эмоционально-чувственная сторона общения. Педагогические наблюдения
подтверждают, что стиль общения в диадах, триадах, группах не имеет устойчивой
иерархии и ориентирован на уменьшение социального расстояния и установление
близости с другими. Состав групп часто меняется, девочки учатся взаимодействовать
вариативно. Исследование возрастной специфики взаимоотношения девочек в
возрасте 10-12 лет нашли активное подтверждение в нашем классе. На собственном
опыте испытали ужесточение антагонизма полов, под маской которого прятался
интерес к сексуальным взаимоотношениям к противоположному полу [5]. Анализ изучения
мотивационного поля показал, что мои воспитанницы ориентированы на учебу и
творческое проявление в различных сферах искусства, физической культуры,
социальной среды. 45% учениц на начало
5-го класса успевали на «отлично». 65% воспитанниц были заняты дополнительным
образованием: музыкальная школа, хореографические коллективы, школа искусств,
роспись и бисероплетение в клубах центра детского творчества. Неожиданными были
результаты изучения гендерных особенностей в моем классе. Оказалось, что
маскулинный тип в моем классе присущ 10 из 26 девочек (38,4%), пятнадцати
девочкам (около 57,6%) – андрогинный и только одна девочка проявляет признаки феминного
типа. К пятому классу
гендерная идентификация проявляется более ярко и осознанно. Образ будущей
женщины укрепился, тем более подчеркнутый представлением родителей своей дочери
в будущем и соответствующий какому-то идеалу из социальной среды. Этот пока еще
размытый образ с чертами, присущими только женщине, есть социальный заказ
уважаемых родителей. Уважаемых уже хотя бы потому, что доверительно вручают
свои представления о дочери педагогам в надежде на усовершенствование общих
взглядов на ставшую близкой и родной для обеих сторон дочь. Исходя из
социально-психологических и возрастных особенностей класса, когда уровень
взаимоотношений является определяющим, ставлю, прежде всего, для себя задачу
обеспечить педагогическую поддержку: сохранить доверительные отношения классной
руководительницы-подруги, иметь терпение, время и мудрость дать нужный совет,
уберечь от эмоциональных всплесков, разрешать вопросы коллегиально, что даст
возможность сохранить стабильность в классе, дружбу и атмосферу поддержки как
условие для успешной учебной деятельности и развития творческих способностей
моих воспитанниц. Изучив гендерные
особенности моих девочек, учитывая социальный заказ и взгляды родителей, как
матерей, так и отцов, а также особенности с точки зрения возрастной психологии,
увидев нечеткий, но представляющийся мне образ ученицы, обладающей
стрессоустойчивостью, женщины, матери, гражданки планеты Земля, дочери Матери
мира, социально активной и значимой, а главное – здоровой и счастливой женщины,
олицетворяющей собой генофонд России, мы постарались определить адекватные задачи
при обязательном условии союза, согласия и взаимодействия с родителями. 1.
В
соответствии с целями лицея способствовать здоровьесбережению учениц, добиться
того, чтобы 100 % девочек посещали занятия по физической культуре; обеспечить
санитарно-гигиенические нормы в кабинете, соответствие УВП требованиям
здоровьесбережения, в том числе нормам двигательной активности; а также содействовать
участию класса в мероприятиях социально-оздоровительного центра лицея. Решая
задачу по здоровьесбережению, организовала участие в «Эстафете здоровья» и
результатом стали 1-е и 2-е место девочек в параллели, выпуск сборника по
здоровью, связанный с проблемами зрения в стихотворной форме и газеты, которая
была признана лучшей. Мои ученицы стали призёрами в осеннем марафоне, а также
приняли участие в показательных выступлениях по художественной гимнастике. В
качестве положительного опыта отмечаю походы осенью, соревнования с мальчиками
по пионерболу на стадионе, а зимой катания с горки и на катке. Было обеспечено
участие во Всемирном дне здоровья, а также в совместном с классом мальчиков мероприятии
«Зимние забавы». В конце года мы участвовали во Всероссийском конкурсе
«Академия Always», проводили урок гигиены и женской красоты. Получен сертификат
Первого Открытого Чемпионата России 2009. 2.
Содействовать
обеспечению следующих показателей успешности обучения к концу учебного года: примерно
25 % успевают на «отлично» и около 55 % – на «4» и «5». Усердие, трудолюбие и
высокая учебная мотивация позволяют добиваться достаточно высоких результатов и
ставить перед данным коллективом серьезные задачи. Однако их решение осложнялось
тем, что у девочек стали ярко проявляться эмоциональная экспрессивность,
необоснованная агрессия, присущий данному возрасту максимализм, «магнетическое»
притяжение к противоположному полу, повышенный интерес ко всему запретному,
обостренное чувство справедливости. Процессы, связанные с гормональными
изменениями, влияют на физиологическое и психологическое состояние девочек.
Обострилась борьба за лидерство. Налицо обострившиеся межличностные отношения и,
как следствие – падение учебной мотивации, что дало мне основания
прогнозировать на начало 7 класса снижение результативной учебной деятельности,
а также учащение конфликтов (из-за мальчиков в том числе), и, как результат –
ухудшение взаимоотношений в коллективе. И
тем не менее, отмечаю результативное участие девочек в исследовательской
деятельности и успешное выступление на научно-практической конференции лицея
(1-е место на секции «Математика», 2-е место среди естественных дисциплин, 3-е
место на секции «Филология»), а также во Всероссийском конкурсе исследовательских
работ «Первые шаги» (дипломы II, III
степени). Некоторые девочки приняли участие в дистанционной эвристической
олимпиаде Эйдос. В интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» наш класс уже 3
года держит 1-е место в параллели. 26,9
% девочек закончили год круглыми отличницами и получили губернаторскую
стипендию в размере 900 рублей. Ещё 50 % учениц закончили год на «4» и «5». 3.
Обеспечить
социально-психологическую комфортность членов коллектива, положительную
динамику количества учениц, не испытывающих учебной тревожности и удовлетворённых
школьной жизнью и взаимопониманием в коллективе. Множество
индивидуальных и коллективных бесед, решений конфликтных вопросов проведено и
принято в этом учебном году в связи с обострением взаимоотношений. И никакими
цифрами не измерить моральные силы учителя, хотя количество отправленных sms
имеет определённый денежный эквивалент. И всё же нам удалось избежать крупных
локальных конфликтов, мы пытались разрешать их цивилизованно и без участия
родителей и обеспечить социально-психологическую комфортность друг друга в
коллективе. «Глаза в глаза», «Красный стул», «Корзина радости», «Копилка
успехов», индивидуальные записи в дневнике – тот арсенал, которым нужно
пользоваться в условиях эмоциональной поддержки и которая так особенно важна
для девочек! Остаются три ученицы, которые испытывают учебную тревожность, но я
стала замечать, что если раньше мне чаще приходилось их поощрять, похвалить при
всем коллективе, то теперь уже сами девочки проявляют эту инициативу, стараются
защитить или доверить какое-то дело. Отмечается положительная динамика
удовлетворённых школьной жизнью и взаимопониманием в коллективе. 4.
Формировать
сотрудничество с родителями – активными участниками
воспитательно-образовательного процесса (не менее 60 % родителей так или иначе
принимают участие в делах класса). Наши
уважаемые родители, пускаясь в плавание по гендерным волнам, в первый и второй
год принимали активнейшее участие в процессе воспитания детей. Они сами проводили
мероприятия, были активны наряду с детьми, но в седьмом классе их деятельность
поутихла вместе со снижением активности самих девочек. Отдавая своих детей в
однополый коллектив, они нарисовали себе будущий образ своих детей, т.е.
выбрали желаемый гендерный стереотип и доверили их воспитание в руки педагогов.
Это дорого и достойно сотрудничества. Это обязывает соответствовать их
представлению классного руководителя, это заставляет стремиться к совершенству
внешне и повышать теперь уже гендерные компетенции педагога. Это инициирует
прибегать к потенциалу гендерных ценностей традиционной российской духовной
культуры. Тем более приятно, что в нашем классе учится девочка, отец которой –
батюшка и настоятель, а мама (матушка) – псаломница Богоявленского храма. Она
приходит к нам с духовными беседами, знакомит с текстами Священного Писания,
Житием святых, повествует об образе женщины в христианской культуре, говорит о
женском начале, которое в православии осмысливается, прежде всего, через
категорию «материнства». В
отношении союза с родителями, которые хотя и не так уже активных, констатирую
факт, что более 60 % (72%) родителей принимают участие в делах класса. Это
стало возможным благодаря телефонным диалогам, личным встречам, тёплой
атмосфере на родительских собраниях, с которых, смею надеяться, родители уходят
уверенные в том, что об их детях в лицее заботятся, их поддерживают и любят.
Особенно в последнее время сдружил совместный проект учеников, учителя и родителей
по оформлению нашего кабинета в стиле гостиной. Итак, могу
констатировать, что наш женский коллектив, перешагивая определенную ступень
высотой в три года, проявляет признаки сплоченности в своей основе, несмотря на
существующие группировки, понимает важность учения и образования, заинтересован
в общих победах, принимает критику, умеет защитить и отстоять. Таким образом, мой
трехлетний опыт работы позволил мне выявить особенности работы классного
руководителя в классе девочек. Алгоритм деятельности
классного руководителя заключается в самом общем виде в следующем:
Но
самым главным условием результативности, на мой взгляд, является неиссякаемая
эмоциональная поддержка, стремящийся к совершенству образ учителя, творчество и
красота в жизненных проявлениях, искренность и доверительные отношения, т.е.
уверенность в том, что материнские чувства к своим девочкам непременно дадут
красивые всходы.
Литература 1.
Базарный,
В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа Росии ./ В.Ф. Базарный. –
Сергиев Посад, 2004 2.
Бендас,
Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. Т.В. Бендас – СПб.: Питер, 2005. –
431с. 3.
Геодакян,
В.А. Мужчина и женщина: Эволюционно-биологическое предназначение // Женщина в
аспекте физической антропологии. Материалы международной конференции «Женщина и
свобода. Пути выбора в мире традиций и перемен». – М., 1994 4.
Лефрансуа,
Ги. Прикладная педагогическая психология./ Ги Лефрансуа. – СПб.: Еврознак, 2003
– 416с. 5.
Маленкова,
Л.В. В одном классе – два разных мира. // Народное образование. – № 2 – 2002 |
Обновлено 10.01.2014 18:54 |