ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КЛАССЕ ДЕВОЧЕК В УСЛОВИЯХ РАЗДЕЛЬНО-ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ PDF Печать E-mail
Автор: Синицына Л. Ю., учитель английского языка   
10.01.2010 18:51

Двадцать шесть будущих матерей, женщин, жен, подруг, сестер, любимых, партнерш и бизнес-леди  живут в моем классе. Здесь они обучаются, растут, воспитываются, вступают в отношения, плачут, обнимаются, ссорятся, страдают, любят, наряжаются, обретают опыт терпения, взаимодействуют – одним словом, учатся жизни.

Непростым было решение стать классным руководителем 25 девочек (потом их стало 26). С чего начать? Со знакомства с гендерной педагогикой, психологией и профессиональным самоопределением относительно теоретических положений, которые стали основой практической деятельности:

  • понимание педагогики как комплекса мер, направленных на то, чтобы помочь обучающимся, воспитанницам чувствовать себя комфортно в лицее, реализовывать в полной мере свой личностный потенциал, сохранять и укреплять здоровье, справиться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как девочки;
  • основы теории эволюции полов доктора биологических наук В. А. Геодакяна [3];
  • исследования ученых в области половых отличий головного мозга;
  • положения о том, что гендерная идентификация в большей степени формируется до 7 лет, однако образ будущей женщины продолжает формироваться на протяжении еще 10-15 лет и вообще в течение всей жизни; большое внимание на формирование этого образа оказывают гендерные стереотипы, представление о феминности и маскулинности, о возможных сочетаниях феминных и маскулинных качеств в личности [2];
  • понимание необходимости родительского соучастия в определении целей воспитания и их достижения в классе девочек при раздельно-параллельном обучении;
  •   признание того, что одна из важных задач учителя…в том, чтобы сформировать гендерную идентичность ребенка (Ги Лефрансуа) [4]. «И не может быть «бесполого» образования, «бесполой» моды, «бесполых» социальных и истинных вечных ценностей, которые рукотворно оформляются на этапах детства, ценностей, которые генетически даются лишь в виде задатков и которые должны целенаправленно формироваться воспитанием» (В.Ф.Базарный)[1]. 

Следующим шагом моей работы как классного руководителя было изучение особенностей классного коллектива. Исследования ученых в области гендерных отношений подтвердились при изучении отношений в моем однополом классе. Для девочек моего класса не так значимо чувство принадлежности к определенной группе, они вступают в контакт с теми, кто им наиболее симпатичен. Но для них очень важно одобрение членов группы равно как и эмоционально-чувственная сторона общения. Педагогические наблюдения подтверждают, что стиль общения в диадах, триадах, группах не имеет устойчивой иерархии и ориентирован на уменьшение социального расстояния и установление близости с другими. Состав групп часто меняется, девочки учатся взаимодействовать вариативно. Исследование возрастной специфики взаимоотношения девочек в возрасте 10-12 лет нашли активное подтверждение в нашем классе. На собственном опыте испытали ужесточение антагонизма полов, под маской которого прятался интерес к сексуальным взаимоотношениям к противоположному полу [5].

Анализ изучения мотивационного поля показал, что мои воспитанницы ориентированы на учебу и творческое проявление в различных сферах искусства, физической культуры, социальной среды.

45% учениц на начало 5-го класса успевали на «отлично». 65% воспитанниц были заняты дополнительным образованием: музыкальная школа, хореографические коллективы, школа искусств, роспись и бисероплетение в клубах центра детского творчества.

Неожиданными были результаты изучения гендерных особенностей в моем классе. Оказалось, что маскулинный тип в моем классе присущ 10 из 26 девочек (38,4%), пятнадцати девочкам (около 57,6%) – андрогинный и только одна девочка проявляет признаки феминного типа.

К пятому классу гендерная идентификация проявляется более ярко и осознанно. Образ будущей женщины укрепился, тем более подчеркнутый представлением родителей своей дочери в будущем и соответствующий какому-то идеалу из социальной среды. Этот пока еще размытый образ с чертами, присущими только женщине, есть социальный заказ уважаемых родителей. Уважаемых уже хотя бы потому, что доверительно вручают свои представления о дочери педагогам в надежде на усовершенствование общих взглядов на ставшую близкой и родной для обеих сторон дочь.

Исходя из социально-психологических и возрастных особенностей класса, когда уровень взаимоотношений является определяющим, ставлю, прежде всего, для себя задачу обеспечить педагогическую поддержку: сохранить доверительные отношения классной руководительницы-подруги, иметь терпение, время и мудрость дать нужный совет, уберечь от эмоциональных всплесков, разрешать вопросы коллегиально, что даст возможность сохранить стабильность в классе, дружбу и атмосферу поддержки как условие для успешной учебной деятельности и развития творческих способностей моих воспитанниц.

Изучив гендерные особенности моих девочек, учитывая социальный заказ и взгляды родителей, как матерей, так и отцов, а также особенности с точки зрения возрастной психологии, увидев нечеткий, но представляющийся мне образ ученицы, обладающей стрессоустойчивостью, женщины, матери, гражданки планеты Земля, дочери Матери мира, социально активной и значимой, а главное – здоровой и счастливой женщины, олицетворяющей собой генофонд России, мы постарались определить адекватные задачи при обязательном условии союза, согласия и взаимодействия с родителями.

1.             В соответствии с целями лицея способствовать здоровьесбережению учениц, добиться того, чтобы 100 % девочек посещали занятия по физической культуре; обеспечить санитарно-гигиенические нормы в кабинете, соответствие УВП требованиям здоровьесбережения, в том числе нормам двигательной активности; а также содействовать участию класса в мероприятиях социально-оздоровительного центра лицея.

Решая задачу по здоровьесбережению, организовала участие в «Эстафете здоровья» и результатом стали 1-е и 2-е место девочек в параллели, выпуск сборника по здоровью, связанный с проблемами зрения в стихотворной форме и газеты, которая была признана лучшей. Мои ученицы стали призёрами в осеннем марафоне, а также приняли участие в показательных выступлениях по художественной гимнастике. В качестве положительного опыта отмечаю походы осенью, соревнования с мальчиками по пионерболу на стадионе, а зимой катания с горки и на катке. Было обеспечено участие во Всемирном дне здоровья, а также в совместном с классом мальчиков мероприятии «Зимние забавы». В конце года мы участвовали во Всероссийском конкурсе «Академия Always», проводили урок гигиены и женской красоты. Получен сертификат Первого Открытого Чемпионата России 2009.

2.             Содействовать обеспечению следующих показателей успешности обучения к концу учебного года: примерно 25 % успевают на «отлично» и около 55 % – на «4» и «5». Усердие, трудолюбие и высокая учебная мотивация позволяют добиваться достаточно высоких результатов и ставить перед данным коллективом серьезные задачи. Однако их решение осложнялось тем, что у девочек стали ярко проявляться эмоциональная экспрессивность, необоснованная агрессия, присущий данному возрасту максимализм, «магнетическое» притяжение к противоположному полу, повышенный интерес ко всему запретному, обостренное чувство справедливости. Процессы, связанные с гормональными изменениями, влияют на физиологическое и психологическое состояние девочек. Обострилась борьба за лидерство. Налицо обострившиеся межличностные отношения и, как следствие – падение учебной мотивации, что дало мне основания прогнозировать на начало 7 класса снижение результативной учебной деятельности, а также учащение конфликтов (из-за мальчиков в том числе), и, как результат – ухудшение взаимоотношений в коллективе.

И тем не менее, отмечаю результативное участие девочек в исследовательской деятельности и успешное выступление на научно-практической конференции лицея (1-е место на секции «Математика», 2-е место среди естественных дисциплин, 3-е место на секции «Филология»), а также во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Первые шаги» (дипломы II, III степени). Некоторые девочки приняли участие в дистанционной эвристической олимпиаде Эйдос. В интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» наш класс уже 3 года держит 1-е место в параллели.

26,9 % девочек закончили год круглыми отличницами и получили губернаторскую стипендию в размере 900 рублей. Ещё 50 % учениц закончили год на «4» и «5».

3.             Обеспечить социально-психологическую комфортность членов коллектива, положительную динамику количества учениц, не испытывающих учебной тревожности и удовлетворённых школьной жизнью и взаимопониманием в коллективе.

Множество индивидуальных и коллективных бесед, решений конфликтных вопросов проведено и принято в этом учебном году в связи с обострением взаимоотношений. И никакими цифрами не измерить моральные силы учителя, хотя количество отправленных sms имеет определённый денежный эквивалент. И всё же нам удалось избежать крупных локальных конфликтов, мы пытались разрешать их цивилизованно и без участия родителей и обеспечить социально-психологическую комфортность друг друга в коллективе. «Глаза в глаза», «Красный стул», «Корзина радости», «Копилка успехов», индивидуальные записи в дневнике – тот арсенал, которым нужно пользоваться в условиях эмоциональной поддержки и которая так особенно важна для девочек! Остаются три ученицы, которые испытывают учебную тревожность, но я стала замечать, что если раньше мне чаще приходилось их поощрять, похвалить при всем коллективе, то теперь уже сами девочки проявляют эту инициативу, стараются защитить или доверить какое-то дело. Отмечается положительная динамика удовлетворённых школьной жизнью и взаимопониманием в коллективе.

4.             Формировать сотрудничество с родителями – активными участниками воспитательно-образовательного процесса (не менее 60 % родителей так или иначе принимают участие в делах класса).

Наши уважаемые родители, пускаясь в плавание по гендерным волнам, в первый и второй год принимали активнейшее участие в процессе воспитания детей. Они сами проводили мероприятия, были активны наряду с детьми, но в седьмом классе их деятельность поутихла вместе со снижением активности самих девочек. Отдавая своих детей в однополый коллектив, они нарисовали себе будущий образ своих детей, т.е. выбрали желаемый гендерный стереотип и доверили их воспитание в руки педагогов. Это дорого и достойно сотрудничества. Это обязывает соответствовать их представлению классного руководителя, это заставляет стремиться к совершенству внешне и повышать теперь уже гендерные компетенции педагога. Это инициирует прибегать к потенциалу гендерных ценностей традиционной российской духовной культуры. Тем более приятно, что в нашем классе учится девочка, отец которой – батюшка и настоятель, а мама (матушка) – псаломница Богоявленского храма. Она приходит к нам с духовными беседами, знакомит с текстами Священного Писания, Житием святых, повествует об образе женщины в христианской культуре, говорит о женском начале, которое в православии осмысливается, прежде всего, через категорию «материнства».

В отношении союза с родителями, которые хотя и не так уже активных, констатирую факт, что более 60 % (72%) родителей принимают участие в делах класса. Это стало возможным благодаря телефонным диалогам, личным встречам, тёплой атмосфере на родительских собраниях, с которых, смею надеяться, родители уходят уверенные в том, что об их детях в лицее заботятся, их поддерживают и любят. Особенно в последнее время сдружил совместный проект учеников, учителя и родителей по оформлению нашего кабинета в стиле гостиной.

Итак, могу констатировать, что наш женский коллектив, перешагивая определенную ступень высотой в три года, проявляет признаки сплоченности в своей основе, несмотря на существующие группировки, понимает важность учения и образования, заинтересован в общих победах, принимает критику, умеет защитить и отстоять.

Таким образом, мой трехлетний опыт работы позволил мне выявить особенности работы классного руководителя в классе девочек.

Алгоритм деятельности классного руководителя заключается в самом общем виде в следующем:

  • изучении теоретических положений и педагогического опыта гендерной педагогики;
  •  изучении гендерных особенностей класса, социального заказа родителей;
  • формировании желаемого образа и конкретизация этого образа в задачах;
  • планировании и рефлексии деятельности;
  • направленности работы классного руководителя на формирование здоровья, обеспечение успешности обучения, комфортного взаимодействия, ориентации на будущий положительный образ женщины, самодостаточной и принятой обществом, красивой и счастливой. 

Но самым главным условием результативности, на мой взгляд, является неиссякаемая эмоциональная поддержка, стремящийся к совершенству образ учителя, творчество и красота в жизненных проявлениях, искренность и доверительные отношения, т.е. уверенность в том, что материнские чувства к своим девочкам непременно дадут красивые всходы.

 

Литература

1.      Базарный, В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа Росии ./ В.Ф. Базарный. – Сергиев Посад, 2004

2.      Бендас, Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. Т.В. Бендас – СПб.: Питер, 2005. – 431с.

3.      Геодакян, В.А. Мужчина и женщина: Эволюционно-биологическое предназначение // Женщина в аспекте физической антропологии. Материалы международной конференции «Женщина и свобода. Пути выбора в мире традиций и перемен». – М., 1994

4.      Лефрансуа, Ги. Прикладная педагогическая психология./ Ги Лефрансуа. – СПб.: Еврознак, 2003 – 416с.

5.      Маленкова, Л.В. В одном классе – два разных мира. // Народное образование. – № 2 – 2002

Обновлено 10.01.2014 18:54
 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru