ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ PDF Печать E-mail
Автор: Белова Е. Н., директор лицея   
01.01.2010 02:59


Необходимость обращения к гендерной проблематике в воспитательно-образовательном процессе школы обуславливается современными проблемами, выявленными нами на основе анализа литературы и педагогической практика школ региона, в том числе лицея №22 города Белово. Здоровье обучающихся девочек значительно слабее здоровья обучающихся мальчиков; академическая успеваемость мальчиков, как правило, ниже, чем девочек, особенно в старших классов, подавляющее большинство в органах детско-юношеского самоуправления школ – девочки, подавляющее большинство нарушителей дисциплины в школе – мальчики, часть старшеклассников не ориентирована на выполнение миссии материнства и отцовства.

Необходимость и возможность реализации гендерного подхода в воспитательно-образовательном процессе признана на современном этапе классической отечественной  педагогикой. Разрабатываются определенные направления реализации гендерного подхода В. Д. Еремеевой, В. Ф. Базарным, Т. П. Хризман и др. Идеи реализации гендерного подхода находят применение в практической деятельности школ Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Кемерово и др. в различных оргназизационно-деятельностных формах: совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек при дифференцированном подходе, раздельное обучение и воспитание мальчиков и девочек, раздельно-параллельное обучение и воспитание. Исторический опыт свидетельствует о том, что раздельное обучение полов не приносит вреда, если школа не является интернатом[1], что дает педагогам право реализовывать гендерный подход в форме раздельного обучения.

В лицее № 22 города Белово Кемеровской области с 2005 года практическая реализация гендерной педагогики осуществляется в форме раздельно-параллельного обучения. Теоретическими основаниями педагогической деятельности коллектива лицея являются:

  •  положение о тесной взаимосвязи физического, психического и интеллектуального развития ребенка: о более длительном периоде детства мальчиков по сравнению с девочками;
  • теория эволюции полов В. А. Геодакяна;
  • положение о социокультурном основании в различиях женского и мужского, сущность которого определяется традициями и воспитанием;
  • положением о необходимости сохранения традиций при любых инновациях: необходимости вечного воплощения материнства и отцовства как важнейшей реализации мускулинности и феминности;
  •  результаты исследований медицины и психологии о типичных различиях в работе головного мозга мальчиков и девочек;
  • о дифференцированном и индивидуальном подходе к личности обучающегося. 

Четыре года работы коллектива лицея в классах раздельно-параллельного обучения (в настоящий момент их 10)  показали результативность данной деятельности. Успешно сохраняется и укрепляется физическое, психическое социальное здоровье школьников: снижается частотность заболеваний, тревожность, повышается мотивация учения, положительна динамика показателей формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Оптимален социально-психологический климат в классах: высока сплоченность обучающихся, положительна динамика групповых норм активности, диалогичности, толерантности и др. Стабильны показатели качества обучения даже в подростковом возрасте.

Среди важнейших задач, которые решаются в лицее в рамках внедрения раздельно-параллельного обучения – задача формирования гендерной компетентности педагогов.  Анализ определений понятия «компетентность/ компетенция» как характеристики специалиста Г. В. Горланова, А. К. Марковой, Д. А. Мещерякова, А. В. Хуторского и др., а так же понятия «гендерная компетентность/ кометенция педагога» Т. Н. Мартыновой[2], В. В. Мошненко, С. В. Рожковой[3] позволил нам дать рабочее определение понятию «гендерная компетентность педагога» с учетом особенностей педагога-практика общеобразовательной школы.

Под гендерной компетентностью мы понимаем   сформированность у  педагога

  •  профессиональных потребностей, позиций, ценностных установок на решение проблем гендерного характера в воспитательно-образовательном процессе;
  •  профессиональных знаний в области гендерной проблематики (понимания предназначения мужчин и женщин в обществе, их статуса, функций и взаимоотношений, знания о гендерных особенностях субъектов образовательного процесса и других аспектов гендерной педагогики);
  •  профессиональных способностей и личностных особенностей, позволяющих реализовать в деятельности эти установки и знания,  критического анализа своей деятельности, в том числе как представителя определённого гендера. 

Соответственно определению основными компонентами гендерной компетентности педагога являются: ценностно-мотивационный, содержательный, рефлексивный и организационный. Линейно гендерную компетентность педагога мы представляем следующим образом: цели и ценности (ценностно-мотивационный компонент) → знания (содержательный компонент) → оценка и осмысление (рефлексивный компонент) → деятельность (организационный компонент) оценка и осмысление (рефлексивный компонент).

В современных системах высшего образования и повышения квалификации и переподготовке педагогических кадров разработаны специальные курсы для педагогов по гендерной проблематике: «Гендерный подход в педагогике» (Ю. В Фасахиева, Уральский государственный университет путей сообщения), «Гендерное образование и гендерная педагогика» (Ю. В. Васильева, АлГУ), «Введение в гендерную педагогику (Сабунаева М. Л., Ленинградский областной институт развития образования), «Введение в гендерные аспекты воспитания и саморазвития современных школьников» (М. Л. Штылева, Мурманский государственный педагогический институт, факультет повышения квалификации руководителей) и др[4]. Однако данные курсы в своем большинстве рассчитаны на студентов педагогических специальностей, педагогов системы высшего образования или педагогов повышающих квалификацию с отрывом от воспитательно-образовательного процесса. Объем содержания данных курсов, на наш взгляд, недостаточен для практикующего педагога.  Большая часть практических заданий имеет отвлеченный от конкретной деятельности педагога характер. Процесс кадровой подготовки и повышения квалификации в области гендерной проблематики осложняется недостаточностью учебно-методического обеспечения: отсутствием пособия,  которое бы позволило посредством самообразования, либо организации научно-методической работы в школе формировать все составляющие гендерной компетентности педагога.

Внутришкольная работа по повышению гендерной компетентности педагогов лицея №22 города Белово в течение пяти лет осуществлялась  посредством изучения литературы, положительного педагогического опыта реализации раздельно-параллельного обучения (в том числе Лицея №103 города Железногорска); организации методических дней, педагогических советов, совещаний по проблеме; взаимопосещения и обсуждения открытых уроков, мероприятий коллег и пр.  Практика показала, что наиболее эффективно и продуктивно такая работа проходит в форме ежегодного  организационнодеятельностного семинара.

В основе работы педагогов-участников оргдеятельностного семинара – коллективно-распределенная деятельность. Деятельность семинара осуществляется в течение 10—14 дней. Решение об участии в семинаре каждый учитель принимает самостоятельно.   Ежегодно содержание семинара раскрывает повторяющиеся области знаний и исследований гендерной педагогики: теоретические вопросы (цели, ценности, основные понятия и пр.), диагностика гендерных особенностей, гендерных отношений школьников, организационно-деятельностные формы и содержание гендерного образования[5], методические аспекты применения гендерного образования, педагогическая рефлексия. Участники в собственной деятельности разрабатывают проблему семинара. На каждом этапе деятельности предполагается как знакомство с основными положениями и мнениями ученых и практиков, так и осмысление, а затем планирование собственной педагогической практики. Одним из результатов работы семинара является конкретный «продукт» научно-методической мысли педагогов, который впоследствии имеет практическое применение в воспитательно-образовательном процессе лицея: Положение о классах раздельно-параллельного обучения; Эффективные педагогические техники и технологии, дидактические приемы для классов мальчиков и девочек; «Табу» для педагога в классах мальчиков и девочек; Требования к уроку, реализующему гендерный подход и др. Деятельность всего семинара направлена на то, чтобы был создан самобытный «продукт», на основе  изученных научных положений и практического опыта, с учетом конкретных условий лицея.

Режим деятельности оргдеятельностного семинара следующий:

  • день аудиторной деятельности, день внеаудиторной групповой, парной или индивидуальной работы (изучения литературы, экспресс-исследований,  методических разработок и пр.);
  • аудиторная деятельность заключается в обсуждении, обобщении результатов внеаудиторной деятельности, установках разработчика семинара на следующий этап работы, распределении сфер деятельности для достижения цели следующего этапа. 

На каждом из этапов семинара участники обеспечиваются необходимыми научно-методическими материалами и ссылками в сети Интернет.

Приведем краткую программу одного из оргдеятельностных семинаров лицея «Урок для мальчиков и девочек: как учитывать гендерные особенности школьников».

Цели семинара: рассмотреть и  самоопределиться относительно основных гендерных различий школьников в образовательной деятельности и педагогических методов, позволяющих учитывать эти различия на уроке; разработать требования к уроку, учитывающему гендерные различия школьников. 

1 день – установочный. Тема - Гендерные особенности: понятие, основные направления исследования, проблемы. Научно-методические материалы: «Гендерные различия с позиций ученых и школьных педагогов».

2-3 дни. Тема - Типичные различия мальчиков и девочек. Научно-методические материалы: «Такие разные мальчики и девочки. Диагностические материалы»

 4 день. Тема - Формы реализации гендерного подхода в педагогической практике: плюсы и минусы совместного и раздельно-параллельного обучения. Научно-методические материалы: «Из истории вопроса о раздельном обучении. Мнение профессионалов и не только…»

5-6 дни. Тема - Как учитывать гендерные особенности школьников в образовательном процессе. Научно-методические материалы:  «Практический аспект реализации гендерного подхода в обучении».

8-9 день. Тема - Мальчики и девочки на уроке. Методические рекомендации педагогу: как учитывать гендерные особенности  школьников  на уроках. Научно-методические материалы: «Как разработать и оформить  Методические рекомендации педагогу: как учитывать гендерные особенности школьников на уроках»

10 день. Тема - Итоги семинара. Презентация результатов педагогическому коллективу. Рефлексивное осмысление и выявление основных результатов курса каждым участником. Научно-методические материалы:  «Итоговая рефлексия. Рефлексия маскулинного и феминного типа»  

Важно, чтобы к работе семинара мог присоединиться любой член педагогического коллектива, независимо от того, работает ли он в классах раздельно-параллельного обучения, являлся ли он участником предшествовавших семинаров. Кроме того, задачи, которые решают педагоги в ходе семинара имеют всегда прямой практический выход. Так, изучение вопроса гендерных особенностей школьников сопровождается исследованием  и обсуждением этих особенностей в лицейских классах по диагностическим материалам ученых; разработка требований к уроку – демонстрацией уроков, отвечающих разработанным требованиям и пр.

Рефлексивные материалы доказывают результативность подобного рода семинаров, отличающихся напряженностью и интенсивностью как коллективной, так и индивидуальной деятельности. «Неожиданным стало то, что я сама вдруг заинтересовалась этим, меня захватило! Количество энергетических затрат вылилось в качество!», «Ожидала понять, нужен ли гендерный подход в образовании. Наверное, все-таки, нужен, но реализовать его очень трудно. Самые яркие ощущения оставила собственная подготовка к таким мероприятиям (работа в группе, подготовка открытого мероприятия)», «Ожидала, что что-то дадут, преподнесут, научат, а пришлось потрудиться. Удалось больше то, что сами нарабатывали», «Первое занятие – смятение, непонятное чувство, растерянность. Работа в группах и посещение уроков привели чувства «в норму». Стало интересно, хоть и дни были напряженными» - вот лишь некоторые из высказываний участников подобных семинаров.

Количество участников оргдеятельностных семинаров по гендерной педагогике за четыре года возросло от 5%  до 50% от общего числа педагогов лицея. Считаем это одним из важных показателей результативности.

На настоящем этапе мы работаем над созданием учебно-методического пособия для педагогов лицея, мотивированных на самообразование в области гендерной педагогики. Надеемся, что разработка данного пособия позволит поднять научно-методическую работу по формированию гендерной кометентности педагогов лицея на новый уровень.


 

[1]  Введение в гендерные исследования [Текст]: учеб. пособие  для студентов вузов/ И. В. Костикова – М.: Аспект Пресс, 2005. – С.194

[2] Мошненко, Т. Н. Становление гендерной компетентности учителя в контексте гендерного образования // Гендерное образование учителя: материалы III Всероссийской конференции (с международным участием), 5-6 ноября 2008 г., г. Томск / под науч. ред. Турутиной Е. С. – Томск: Издательство ТГПУ, 2008. – С. 87-95.

[3] Рожкова, С. В., Мошненко, В. В. Гендерная компетенция педагога. – РГПУС: www/t21.rgups.ru/doc/1/16//doc.

[4] Московский центр гендерных исследований: http://www/genger.ru/hfges/resources/index.php

[5] Гендерное образование понимается в данном случае в широком смысле: образование, учитывающее фактор пола.

Обновлено 10.01.2014 18:59
 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru