Гендерный подход в преподавании предметов словесности в классе мальчиков PDF Печать E-mail
Автор: Якшина С. А., Кузьмина Л. В., учителя русского языка и литературы   
10.01.2010 19:00

Сегодня большое внимание в обществе и науке уделяется гендерным исследованиям. Практически никем не оспаривается, что школьные успехи девочек во всех развитых странах мира выше школьных успехов мальчиков. В школе доминируют девочки. Они опережают мальчиков в учебе и в общественной жизни школы. Ряд учёных-психологов, педагогов, медиков считают, что обучение в школе чаще всего рассчитано на девочек.

Известно, что в старшие классы попадает значительно больше девочек, чем мальчиков (этот процесс отмечен и во всех странах ЕЭС). И уж тем более мальчики практически не ориентированы на гуманитарный профиль. Но почему большинство выдающихся учёных-лингвистов, писателей, юристов – мужчины?   

Проблема учёта гендерных (социально-биологических и половых) различий в образовательном процессе периодически возникает как в психологии, так и в педагогике.

Понятие «гендер» было впервые озвучено более 10 лет назад.

История, философия, социология, и пока в меньшей мере, педагогика, занимаются гендерными исследованиями.

В практике общеобразовательных учреждений мы в основном имеем дело со смешанными группами. Поэтому образовательный процесс в них должен строиться с ориентацией на обе гендерные подгруппы. В первую очередь это стоит учитывать преподавателям, работающим  в классах раздельного обучения, при организации своих занятий. Опыт многих российских школ доказывает, что реализация раздельного обучения способствует сохранению и укреплению психологического, социального здоровья учащихся, достижению высоких показателей успешности их обучения.

Одной из проблем современной российской школы является нежелание мальчиков идти в классы гуманитарного профиля. Чтобы сориентировать мальчиков на этот профиль, необходимо чётко знать и учитывать их психофизиологические особенности.  Каждому учителю, который приступает к работе в классах  мальчиков подросткового возраста, также необходимо изучить и отработать методы и приёмы обучения с учётом специфики мужского коллектива.

Проработав несколько лет в системе раздельно-параллельного обучения в классах мальчиков, мы пришли к выводу, что учителям – словесникам необходимо выбирать такие педагогические техники, которые помогут сориентировать мальчиков на гуманитарный профиль.

Мальчикам адаптироваться к несвойственному виду деятельности исключительно трудно. Они более ориентированы на информацию, они чаще задают вопросы ради получения конкретного ответа. Мальчики склонны управлять раздражителями с помощью конкретизации задачи. Поскольку в мужском мозге активно не так много участков, он возбуждается быстрее и должен принимать решения о степени важности тех или иных раздражителей для решаемой задачи. Многие вещи мужской мозг игнорирует, поскольку не принимает их во внимание, предпочитая управлять раздражением «согласно плану». Преимуществом такого поведения является быстрое, направленное движение к цели, а его недостаток заключается в том, что если выполнение задачи идет плохо или срывается, то у мужчины оказывается мало возможностей для переориентации.

Установлено, что мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу. Мальчик должен сам участвовать в поиске решения задачи. Однако требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления у них невелики.

Практика работы в классах раздельно-параллельного обучения доказала необходимость использования особого стиля обучения, основанного на физиологических и психологических особенностях мальчиков подросткового возраста.

Нужно помнить, что при формировании понятий мальчики склонны к дедукции, процесс мышления у них часто начинается с общего принципа, который непосредственно или с помощью вспомогательных понятий затем применяется к частным случаям. Поэтому мальчики в среднем показывают лучшие результаты в быстрых тестах с заданными вариантами ответов.

Мальчики могут производить вычисления, не видя и не трогая предметов. Они любят абстрактные аргументы, философские загадки, построенные на игре слов.

Известно, что в среднем мужчины произносят меньше слов, чем женщины. Мальчики по большей части учат материал молча. Также очевидно, что число тех, кто пользуется словами, в группах мальчиков обычно меньше; например, один -   два лидера или мальчики, желающие обратить на себя внимание, говорят много, а все остальные – значительно меньше.

Как показывает практика, мальчики обычно слышат меньше и чаще требуют четких доказательств, подкрепляющих высказывание учителя. Они труднее запоминают многочисленные детали, произнесенные на уроке или в разговоре.

Мальчикам чаще становится скучно. Для удержания их внимания часто требуется большое число разнообразных стимулов. Как только ребенку становится скучно, он не только перестает воспринимать учебный материал, но и начинает вести себя так, что нарушает порядок в классе.

При обучении мальчики стремятся использовать больше пространства. Им требуется много места. Эта природная тенденция может влиять на психосоциальную динамику. Не понимая этого, учителя могут ошибочно считать такое поведение проявлением невоспитанности, грубости и неуправляемости. На самом же деле мозг мальчиков так воспринимает пространство.

Мальчикам в процессе обучения, как кажется, движение помогает не только стимулировать мозг, но и снижать импульсивность поведения. Кроме того, для мальчиков движение в замкнутом пространстве естественно из-за низкого содержания серотонина и повышенного обмена веществ, которые и обусловливают беспокойное поведение.

Мальчики тяготеют к текстам с символами. Они часто используют картинки в процессе обучения, главным образом потому, что те стимулируют более развитое у них правое полушарие. На уроках литературы мальчики склонны в значительной степени обращать внимание на символы и изобразительные средства автора.

 Неотъемлемой частью мастерства педагога является педагогическая техника. Она выражается в умении учителя найти адекватные ситуации, способы, с помощью которых он может не только  максимально выразить себя в учебной работе, но и донести знания и моральные ценности до ума и души учеников. Необходима организация образовательного процесса посредством педагогических техник и технологий, максимально учитывающих гендерную принадлежность учащихся.

   Наш опыт показывает, что в процессе преподавания предметов словесности в классе мальчиков довольно эффективными являются такие педагогические техники, как программируемый опрос, фактологический диктант, мозговой штурм, учебная деловая игра, образ текста, «Пирамидная история»[1].

Учителям, работающим в классе мальчиков подросткового возраста, также рекомендуется использовать следующие основные общие принципы работы:

  •  высокий темп подачи материала;
  •  широкий спектр разнообразной нестандартной информации;
  • разнообразие и постоянное обновление заданий;
  • üминимум повторений;
  • работа в режиме поиска, акцент на самостоятельность;
  •  использование групповых форм работы с элементами соревновательности с обязательной сменой лидера;
  • дозированная эмоциональность, чувствительность - через логику;
  •  формулирование правил через практические действия; тематика и предметность практических действий, соответствующая мужскому архетипу;
  •  эмоциональная оценка с обязательным обозначением перспективы.

   Планируя преподавание литературы в классах раздельно-параллельного обучения, учитель может опираться на маскулинное (мужское)  восприятие текста литературного произведения:

· Книга – отражение жизни многих людей.

· В книге показан поиск истины, финал логичен.

· Книга читается глазами взрослого («эдипального читателя»).

· Чтение – адекватное восприятие написанного автором.

· Чтение умом.

· Чтение – следование авторской мысли.

· Чтение – поиск авторских тем.

· Восприятие художественного времени: рождение – развитие – смерть.

· Проверка содержания понятийным аппаратом ( автор – герой – жанр – действительность).

· При чтении проявляется стремление познать смысл явлений, событий.

· Толкование произведения однозначное.

· Чтение по преимуществу объективное.

· Предпочтение отдаётся эпическим и несмешанным формам (например, роман).      

Различия должны быть и в методике преподавания литературы. Маскулинный способ преподавания отличается тем, что учитель:

- предлагает такие виды учебной деятельности: конспектирование с использованием опорных схем и сигналов, сообщений, подготовка и защита доклада (реферата) с элементами исследования, комментирование текста с точки зрения проблемности и поиска «тайны»;

- использует методические приёмы на основе свободы выбора, открытости, активности, обратной связи, а именно такие приёмы: привлекательность цели, «удивления», отсроченная загадка, фантастическая добавка, поиск ошибки, вопросы к тексту, пересечение тем, метод Шерлока Холмса, мозговой штурм.

При планировании преподавания русского языка рекомендуется учитывать особенности  мальчиков на уровне языка, письма.

·             Письмо – синтез рационального и чувствительного.

·             Письмо – отражение логического начала.

·             Язык – логический, синтаксически правильный.

·             Внимание – произнесённому (ораторскому) слову.

·             Язык – ясный, логический.

·             Язык – отцовский, патриатный.

·             Язык тяготеет к дефинициям.

Для всех учителей- гуманитариев будут значимыми гендерные особенности  в конструировании текста.

·             Конструирование текста – работа с чёткой целью.

·             Выделяются тема и ремарки, главное и детали.

·             Текст конструируется на сознательном уровне.

·             Текст структурируется, строится на бинарности (правда – добро – зло)[1].

1. Введение в гендерные исследования [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. И.В.Костиковой. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 255с.

Названные гендерные особенности могут определять учебные задачи, вопросы, которые планирует поставить перед учащимися педагог, типы контролирующих работ, темы творческих работ и пр.

В области действительного мальчики предпочитают область возможного, именно в этом плане их интересует информатика (компьютер как расширение возможностей, ирреальный мир в реальности). Поэтому возможно использование компьютерных технологий на уроках словесности.

Думается, педагог не должен абсолютизировать перечисленные выше особенности мальчиков. Гендерный подход не исключает учета индивидуальных особенностей, мы считаем целесообразным учитывать их, развивать личность по возможности разносторонне. Наличие же общих, наиболее часто встречающихся различий мальчиков и девочек – основание для реализации гендерного подхода в образовании.   

Обновлено 10.01.2014 19:04
 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru