РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В РАБОТЕ С КЛАССОМ МАЛЬЧИКОВ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ PDF Печать E-mail
Автор: Штрафметова Е. В., учитель начальных классов   
10.01.2010 18:44

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению многих специалистов[1], новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования.

МОУ «Лицей № 22 города Белово» давно работает в этом направлении. Идет процесс накопления опыта, ищутся пути повышения качества обучения и новых форм использования ИКТ в различных воспитательно-образовательных процессах. Педагог во многом  ориентируется на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения технологий. ИКТ оказывают активное влияние на процесс обучения и воспитания школьников, так как изменяют способы усвоения знаний и методы обучения.

    Работая в условиях раздельно-параллельного обучения, в классе мальчиков, которых особенно интересуют  технические средства  обучения, мы находим результативные методы, формы обучения. Сегодня практически никем не оспаривается, что школьные успехи девочек во всех развитых странах выше школьных успехов мальчиков. В школе доминируют девочки. Они опережают мальчиков в учебе.[2] Поэтому проблема повышения успешности обучения мальчиков стоит достаточно  остро. 

     На уроках окружающего мира мальчикам мы предоставляем максимум свободы в презентации найденных интересных  фактов, проектов по определенным темам, например: «Антарктида – страна льдов», «Животный мир Африки», «Континенты мира»  т.д. Первоначально работа выстраивается индивидуально. Каждый учащийся представляет короткую, самостоятельно отобранную, информацию (интересный факт) по заданной теме. Это может быть интересный факт о жизни на материке, о животном, который там живет, или о растении, либо о людях и их деятельности. Многие ученики, когда презентуют свой факт,  используют технические средства, оформляют в форме компьютерных презентаций, представляют факт из электронных энциклопедий, познавательных электронных игр и т.д. Следующий этап -  разработка проектов, подготовленных  в группах. Один представитель от группы имеет право защитить проект.  Мальчики также находят информацию в различных электронных  энциклопедиях, учебниках, пособиях. Такая организация  деятельности позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход в  обучении, а  учащимся овладевать поисковыми навыками. Итогом этого вида деятельности  является сформированный высокий познавательный интерес учащихся, который поддерживается и развивается, а также вырабатывающиеся навыки исследовательской деятельности творческого проектирования.[3]

30% учащихся класса  освоили программу Power Point,  некоторые  мальчики занимаются  фотографией, один ученик с помощью технических средств: видеокамеры, компьютера - создал свой мультипликационный ролик.  Первоначально изучил литературу о создании мультфильма, о видах анимации, затем с помощью деталей конструктора «Лего»  смоделировал  своего героя и городок, снимая видеокамерой и соединяя кадры поэтапно, создавая эффект движения. Представляя свой творческий проект на научно-практической конференции лицея «Маленькая дверь в большой мир», региональном туре Всероссийского конкурса  творческих проектов и исследовательских работ младших школьников и дошкольников «Я – исследователь» отмечен призом зрительских симпатий детей,  удостоен звания лауреата и победителя.

  Особое место в усвоении учебного материала по другим предметам  в начальных классах занимают интерактивные средства и способы обучения. С помощью интерактивной доски SMART Board, которая имеет в своем программном обеспечении большой набор мультимедийных объектов, приемов, которые позволяют эффективно повысить результативность образовательного процесса  в классе мальчиков, они  успешно осваивают сложные темы русского языка, с легкостью таблицу умножения и т.д.  Это такие функции доски, как:

  • художественное перо, умное перо;
  • лупа,
  •  звук
  • захват экрана
  • шторка
  • цветное поле и т.д. 

  Правописание словарных слов более результативно усваиваются при помощи компьютерных игр, тестов с оригинальными рисунками и звуками, взятых из Всероссийского портала «Сеть творческих учителей»,[4] которые могут использоваться  при проведении урока или части урока русского языка. Используем также такие виды заданий: метод звуковых ассоциаций, метод графических ассоциаций (кроссворды, стихи, рисунки и т.д.),  выделение безударной гласной размером и цветом, толкование слова, нахождение однокоренных слов,  сочетаемость слов,  синонимы – антонимы,  когда так говорят?  Данные средства и способы работают достаточно эффективно при выполнении домашних заданий  на  персональном компьютере.   Схемы, таблицы, которые мальчики могут создать сами обобщив свои знания по определенной теме и используя функции интерактивной доски, указанные выше.        

       Мальчикам доставляет удовольствие сам процесс овладевания доской. Интерактивная доска позволяет совершать уникальный процесс – тактильное взаимодействие.[5]  Благодаря ему, учащиеся класса эффективно запоминаются и усваиваются   учащимися  словарные слова,  фразеологизмы, изобразительно-выразительные средства языка, что всегда вызывает определенные трудности  у мальчиков.

   Среди результатов внедрения ИКТ в обучении за период 2007-2009 г.г. отмечаем:

ü      участие обучающихся в   конкурсах  исследовательских и проектных работ (30% от всех учеников класса, 20 % имеют призовые места),

ü     участие в электоронно- дистанционных олимпиадах «Эйдос» (70%  всех учеников класса, 15 % - призовые места),

ü      увеличилось количество учащихся с высоким уровнем  учебной мотивации на 35% (с 25%  в 2007г до  60% в 2009г).


 

[1] Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М. – 2000. – 168 С.

 Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 С.

 

[2] Базарный, В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. Сборник материалов./ В.Ф. Базарный.-Сергшиев Посад: Научно-внедренческая лаборатория физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области, 2004.- 96С.

 

[3] Демченко Н. В. Методы активизации познавательной деятельности на уроках «Окружающего мира» http://www.rusedu.info/Article1027.html

 

[4] Бакулина, Г.А. Новый подход к словарно-орфогафической работе на уроках русского языка // Г.А. Бакулина // НШ. – 2000.-№1.-С.22-26.

Российская сеть творческих учителей  http://www.it-n.ru/

[5] Ярославцева, Е.И. Принципы освоения нового образовательного инструмента: методы и упражнения / Е.И.Ярославцева, сборник методических рекомендаций по работе со SMART- устройствами и программами, изд-е 2-е, испр. и доп. – М.: «ИНЭК», 2008 – 184С

 

Обновлено 10.01.2014 18:46
 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru