Формирование экологической культуры лицеистов. Описание опыта работы учителя географии и биологии PDF Печать E-mail
Автор: Майорова И.Н., учитель географии и биологии   
09.09.2011 02:55

 Актуальность темы

Социальная значимость

           Экологическое воспитание и образование учащихся в последние годы  становится необходимым и одним из ведущих направлений работы современной общеобразовательной школы. Это обусловлено следующими факторами:

·        ухудшением экологического состояния окружающей среды в мире, в том числе и в России;

·        неблагоприятной экологической обстановкой в Кузбассе -  динамично развивающейся промышленной территорией, основу экономики которой составляет угольная  промышленность, представленная предприятиями закрытой и открытой добычи угля;

·        ухудшением общего состояния здоровья школьников (87% детей школьного возраста страдают хроническими заболеваниями);

·        растущей потребностью государства в повышении уровня экологической образованности выпускников, как следствие, необходимости подготовки грамотных специалистов для решения экологических проблем (Письмо ДОСО МО РФ от 12.09.99 г. № 1436/11-12 «О реализации обязательного минимума содержания курса «Экология» в основной и средней (полной) школе).

 Образовательная значимость

          Большую часть активных знаний учащиеся получают в школе (по данным, приведенным И.П.Подласым – более 60%). В эти годы происходит формирование мировоззрения будущих выпускников, поэтому основы экологических знаний и экологического поведения должны быть сформированы уже при выходе из стен общеобразовательных учреждений. Большую роль в успешности этого процесса играют предметы естественнонаучного цикла. Они изучаются учащимися на всех ступенях общего образования. Важной частью учебных программ дисциплин данного цикла является  экологическое просвещение. Но для сегодняшнего общества и современного ученика недостаточно только экологической информации, изложенной  в учебниках. Необходима целостная программа экологического воспитания и образования, содержание которой позволяет эффективно воздействовать на формирование экологической культуры сегодняшних школьников.

         Наиболее актуален вопрос формирования экологической культуры учащихся именно в условиях гимназии. Отличие гимназий от профильной школы вполне ясно было определено на II всероссийской конференции, посвященной 200-летию гимназического образования (город Санкт-Петербург, 2006 г.): «Сильнейший культурологический компонент гимназий…(материалы, И.Н. Майорова) в среднем и старшем звене дополнительное образование и научные исследования – все это работает на общее гуманитарное развитие личности, обеспечивает вхождение в культурный контекст». Таким образом, гимназия, в отличие от профильной школы, работает не только над формированием предпрофессиональных компетенций учащихся, но, прежде всего, решает задачу формирования интеллигентной личности, обладающей научным мировоззрением и общечеловеческой культурой, в том числе экологической культурой.

          В условиях профильного естественнонаучного образования, прежде всего у выпускников профильных классов естественнонаучного направления должен быть высокий уровень сформированности экологической культуры, так как в первую очередь, именно им впоследствии решать экологические проблемы развития общества. 

Научно-методическая значимость

       Вопросы формирования экологической культуры школьника раскрываются  в педагогических работах О.В.Петунина, по мнению которого одна из главных целей профильного образования - формирование научного мировоззрения, компонентами которого являются нормы и принципы экологической культуры. Для решения задачи формирования экологической культуры старшеклассников разработаны учебные программы профильного уровня по географии, биологии, программы курсов по выбору, элективных курсов всероссийского и регионального значения, но система формирования экологической культуры на сегодняшний день в педагогике не разработана. А она  необходима, и, прежде всего для гимназий, так как их «продуктом» должен быть не только человек со сформированными профильными компетенциями, но и  интеллигентная  личность, способная в будущем решать общественные проблемы в государственном масштабе. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью определения педагогических условий формирования экологической культуры в условиях гимназии и отсутствием разработанной системы формирования экологической культуры гимназии для ее реализации.

          Закон об образовании РФ, Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, стратегический план развития МОУ многопрофильной гимназии №22 города Белово на 2004-2008 годы  и мой 19 летний стаж работы в школе позволили мне  определить главную цель осуществления естественнонаучного гимназического образования – формирование экологической культуры гимназистов. В достижении целей я опираюсь на положения, разработанные педагогами и психологами-антропологами (В.И.Слободчиков, Д.Ушинский и др.), ученых-экологов (В.И.Вернадский, Н.Н.Моисеев), методистов предметов естественнонаучного цикла (О.В.Петунин,  В.Н.Холина, И.И.Баринова, Ю.Н.Гладкий и др.).

           Подлинная культура, по сути своей, всегда формировала чувство красоты, истины и добра. К сожалению, сегодня большее распространение получают ложь, зло и насилие. И как следствие, широкое производство «антиценностей», угнетающих и парализующих гуманистическую культуру, нарастание в мире экологического кризиса. Противостоять этим негативным тенденциям могут процессы гуманизации общества и образования, целенаправленное формирование общечеловеческой культуры. Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей, с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить общечеловеческие ценности, ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды. Следовательно, понятие «экологическая культура» сложное и многогранное.

Анализ литературы позволил мне сделать вывод о том, что экологическая культура представляет собой экологическое мировоззрение личности, основанное на общечеловеческих ценностях, являющихся результатом педагогической деятельности по формированию экологических знаний, общечеловеческих ценностных ориентаций и экологического поведения.

С полной редакцией описания опыта можно познакомиться в методическом кабинете лицея.

 
 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru