Формирование умений и развитие способностей ученика начальных классов определять личностный смысл образования PDF Печать E-mail
Автор: Штрафметова Е.В., учитель начальных классов   
30.09.2011 17:37

           В эпоху компьютеризации человек  должен уметь принимать ответственные решения и эти решения должны быть грамотными и единственно верными.  Принимая их, современный человек, основывается  на добыче и поиске информации, которые в условиях научно-технического прогресса, информатизации общества стремительно устаревают. Предъявляются  новые требования к  личностному и профессиональному развитию человека. Время диктует отказ от готовых   знаний, от их репродукции. Небывалый рост объема информации требует от современного человека умения   определять  личностный  смысл, планировать деятельность, осуществлять  самооценку,  рефлексировать, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. На сегодняшний день реальность такова, что учащиеся со сформированными указанными качествами скорее исключение, чем правило. Они воспринимаются как одарённые  при этом по   данным социологов  РФ  примерно 30% одарённых  детей – отчисляются из школы за неуспеваемость, а среди так называемых слабых учащихся – две трети одарённых детей, обладающих или общей одарённостью или способностями выше средних в той или иной области.  Современная массовая школа не готова работать с одарёнными детьми.

          Обществом и педагогами осознаётся необходимость формирования у обучающихся деятельности целеполагания, планирования, рефлексии. Выпускникам основной школы необходимо сделать один из главных выборов образовательного пути – выбора профиля и без сформированных этих качеств это трудно осуществить. А именно в начальной школе закладываются  эти качества, так как младший школьный возраст сензитивен для  формирования способности определения   личностного смысла, целей, планирования, самооценки и рефлексии. Педагогической наукой установлено, что данные способности формируются и развиваются в процессе создания творческой продукции. 

          Однако сегодня  школа чаще преподносит знания, «заставляя» усваивать их, школа воспитывает всезнайку-энциклопедиста, теряя при этом творца и деятеля. По словам доктора педагогических наук А.В. Хуторского,  к окончанию школы актуальная способность детей создавать творческую продукцию уменьшается на порядок – с 30% в начальной школе до 3% для выпускников. Учёный утверждает, что одна из причин этого регресса в «курсивности» творчества и без того редко встречающегося в стандартах». (речь идёт о стандартах 2004 г). Согласно  Федеральным государственным образовательным стандартам 2 поколения (2010 г)  учащиеся должны  получать опыт творческой деятельности.  Однако в педагогической практике общеобразовательных школ не выработан единый подход, который  гарантировано формирует и развивает  креативные  способности.  Сегодня  разработана теория  эвристического обучения. Она успешно реализуется в  практике дополнительного образования. Именно  эвристическое обучение — обучение, ставящее целью планирование  учеником личностного смысла, целей и содержания образования, а также  осуществление  процесса его организации, диагностики и осознания. Эвристическое обучение для ученика — непрерывное открытие нового (эвристика – от греч. heurisko – отыскиваю, нахожу, открываю). Опыт работы педагогов-практиков доказывает результативность такого обучения. Но в настоящий момент  отсутствует полноценное дидактическое и научно – методическое обоснование для реализации эвристического обучения в  процессе общего образования начальных классов (в урочной и внеурочной деятельности).

           Таким образом, налицо противоречие между востребованностью  эвристического обучения, продиктованной социальным заказом (государственными образовательными стандартами)  и отсутствием  полноценного дидактического и научно-методического обоснования для реализации эвристического обучения в  процессе общего образования начальных классов.

Данное противоречие имеет отношение  и к образовательному процессу лицея.   Ряд педагогов начальных классов лицея находятся в состоянии активного поиска путей его разрешения. Используя творческий потенциал обучающихся, материально-техническую и учебно-методическую базу учреждения, учителя реализуют отдельные  формы и методы  эвристического обучения, преимущественно в дополнительном  образовании: обеспечивается эпизодическое участие обучающихся в проектной и исследовательской деятельности; организуется  участие обучающихся в городской конференции младших школьников «Маленькая дверь в большой мир». Работа эта даёт определённые результаты: от 70% до 75% обучающихся  начальных классов лицея  успешно усваивают знания, формируются их умения,  определённые государственными образовательными стандартами; 7 %  обучающихся задействованы в  исследовательской и проектной деятельности.

С целью разрешения противоречий нами разработана программа  реализации эвристического обучения в начальных классах «Помни, ты способен на гениальные открытия!», которая апробируется с 2007 года в МНОУ лицее №22 города Белово. Реализация основных положений программы эвристического обучения, внедрение форм и методов эвристического обучения в начальных классах общеобразовательного учреждения, на наш взгляд,  будет способствовать  успешному формированию и развитию способностей и умений планирования  учеником смысла образования, осуществления процесса его самоорганизации, самооценки и рефлексии.  Формы и методы эвристического обучения согласуются  с  принципами  образовательной системы «Школа 2100».

 

Окончание статьи можно прочитать в методическом кабинете лицея.

 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru