Развитие навыков самоконтроля при изучении математики в проекте "Математика. Психология. Интеллект" PDF Печать E-mail
Автор: Герасимова С.Н., учитель математики   
02.10.2010 03:06
          Специфика развития на современном этапе производства и других сфер деятельности человека требует от их участников умения быстро переквалифициро­ваться. Эго обстоятельство, накладывая существенный отпечаток на систему под­готовки выпускников школ к участию в сфере материального и интеллектуального труда, требует поставить в центр вниманий учебно-воспитательною процесса фор­мирование способностей школьников и, в первую очередь. - способностей к само­стоятельному решению задач, анализу явлений.           Развивающая функция обучения требует от учителя не только простого изло­жения знаний в определенной системе, но и предполагает учить школьников мыс­лить, искать и находить ответы па поставленные вопросы, добивать новые знания, опираясь на уже известные. Технология процесса обучения по программе МНИ дает возможность развить такие способности у учеников.
         Математика должна рассматриваться не как предмет с набором готовых зна­ний, а как специфическая интеллектуальная деятельность человека.
         Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволя­ет учителю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения.  
       При работе с классом учитель зачастую просто не в состоянии оперативно вос­принимать и обрабатывать обратную информацию о деятельности всех учащихся, довести до каждого из них соответствующие корректирующие указания, оказать нужную помощь. Выход здесь только один - прививать учащимся знания и навыки взаимного контроля и самоконтроля. Это важно для того. чтобы учитель мог снять с себя часть тяжести каждодневного, ежечасного контроля над учебной деятельностью каждого ученика. Ведь при этом ученики фактически участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью, Эго порождает у них удовлетворенность свои­ми занятиями, своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности.   
       Психология учит, и навыки формируются в деятельности, которая требует применения этих умений и навыков. Организуя учебный, процесс, учитель заботит­ся не только о раскрытии содержательности математических вопросов, не только о реализации дидактических, принципов и методико-математических рекомендации. Не меньшее значение имеют вопросы организации взаимного контроля, должна содержаться уже в объяснение учителем нового учебного материала, в вопросах и других учебных заданиях- предлагаемых им учащимся при изучении и закреплении этого материала. Речь идет о построении учебного диалога учителя и учащихся, как их совместного учебно-познавательного исследования, в котором коллективная учебная деятельность всего класса систематически сочетается с активной самостоя­тельной работы каждого ученика.   
       Окончание статьи можно прочитать в материалах VIII международной научной конференции «Наука и образование».
 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru