Информационная работа в профильной школе . Методические рекомендации PDF Печать E-mail
Автор: Белова Е.Н., директор лицея, учитель русского языка и литературы   
02.10.2010 03:25

          Необходимость перехода на профильное обучение определена «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.» и «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2002). Как  показывает  многолетняя  практика  многопрофильной  гимназии  № 22  г. Белово, реализация профильного обучения сопровождается  рядом  проблем:

·        большая  часть   выпускников  основной  школы  (девятиклассников)  не  готова  к  профильному  самоопределению;

·        в  своем  большинстве  родители  выпускников  основной  и  полной  (средней)  школы  при  осуществлении  выбора  профиля  ребенка  ориентируется  на  престижные  профессии  для  рынка  труда  настоящего,  не  учитывают  тенденции  социально-экономического  развития,  а  иногда  и  особенности  учащегося;

·        больше  половины  выпускников  средней  (полной)  школы  не  готовы  к  профессиональному  самоопределению;

·        большая  часть  родителей  в  силу  своей  некомпетентности  не  в  состоянии  грамотно  помочь  ребенку  в  осуществлении  профессионального  выбора;  часто  реально  выпускник  либо  реализует  выбор  родителей,  либо  выбирает  сам,  руководствуясь,  прежде  всего  критерием  доступности  (образования,  трудоустройства).

           Негативными  следствиями  данных  противоречий  являются:

·        неудовлетворенность  ряда  учащихся  выбранным  профилем  обучения;  их  неуспешность  в  условиях  образовательного  процесса  конкретного  профильного  класса  (группы)  (около  четверти  учащихся);

·        изменения  в  ряде  случаев  по  инициативе  ребенка  и  родителей  в  решениях  относительно  выбранного  профиля  в  процессе  обучения  в  10,  11  классах;

·        нецелесообразность  осуществленного  профессионального  выбора  (более  чем  половина  выпускников),  который  не  соответствует: профилю,  т.е.  освоенному  содержанию  образования;  или  склонностям,  потребностям,  интересам,  индивидуальным  особенностям  учащегося;  или социально-экономическим  условиям  рынка  труда;

·        в  ряде  случаев  неудовлетворенность  процессом  и  результатом  своей  профессиональной  деятельности.       

         Пятнадцатилетний  опыт  работы  школы  в  течение  70-х  до  середины  80-х  годов  по  проблеме  профессиональной  ориентации  учащихся  свидетельствует,  что  специальная  работа  педагогов  в  данном  направлении  дает  хорошие  результаты  (более  70%)  выпускников  выбирали  профессии,  на  которые  были  сориентированы  еще  в  школе,  большая  часть  выпускников  результативно  работает  по  избранным  специальностям,  имеют  высокий  социальный  статус).

       В  настоящий  момент  уже  к  выпускнику  полной  (средней)  школы,  осуществляющему  выбор  специальности,  предъявляются   требования   владеть  повышенным  уровнем  содержания  профилирующих  образовательных  дисциплин.   Это  обуславливает  необходимость  выбора  учащимся  профессиональной  области  уже  на  этапе  выпуска  из  основной  школы. Новый подход к профильному обучению, обозначенный в Концепции, предполагает, что учащийся должен осуществить важнейший выбор уже на этапе предпрофильной подготовки – выбор школы, который обеспечит ему определенные жизненные шансы. Школе, в свою очередь, в условиях реализации профильного обучения необходимо будет стремиться «найти» своего учащегося, которому она обеспечит жизненные шансы в соответствии с его способностями, интересами и потребностями.

         Вышеназванные  проблемы  и  их  негативные  следствия    свидетельствуют  о  том,  что  введение  профильного  обучения  в  общеобразовательных  школах  требует  специальным  образом  организованной  работы  по  профильной ориентации,  важнейшей  частью  которой  является  информационная работа.

         В настоящих рекомендациях  представлена экспериментально проверенная педагогическая модель информационной   работы школы в условиях  профильного  обучения  с  учетом  современной  социально-экономической  ситуации. Под профильным обучением мы имеем ввиду как предпрофильную подготовку, так и профильное обучение школьника. Разработка модели направлена на разрешение важнейшего противоречия  между  необходимостью  осуществления  целенаправленной,  системной  информационной работы школы  в  условиях  профильного  обучения  и  отсутствием  должного  опыта  и  достаточных  разработок  в  педагогической  науке  и  практике  по  указанному  вопросу.

        В рамках российского эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях  информационная работа  была определена как «организованное знакомство учащихся 9-х классов с местными образовательными учреждениями (для продолжения образования после окончания основной школы), изучение условий приема, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ, посещение дней открытых дверей и др.» (Приложение к письму МО РФ от 20. 08. 2003 г. № 03-51-157 ин/13-03). Анализ практической реализации профильного обучения позволил нам  предположить, что целесообразнее определять информационную работу как организованное обеспечение  учащегося необходимой информацией и условиями ее усвоения, анализа с тем, чтобы выпускник осуществил целесообразный выбор профиля, образовательных услуг профильного обучения и профессии.

         Соответственно данному определению расширяются и усложняются все составляющие информационной работы школы.

          С полной редакцией методических рекомендаций можно познакомиться в методическом кабинете лицея.

 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru