Педагогические основы формирования ценностных ориентаций школьников PDF Печать E-mail
Автор: Коллектив авторов   
02.10.2010 03:36

             Актуальность исследования. Начало XXI века в России характеризуется продолжением достаточно длительного глубокого общественного кризиса. Социально-экономическая, общественно-политическая, духовная сферы жизнедеятельности россиян характеризуются нестабильностью и противоречивостью. Конфликт между советской системой ценностей и «новыми» рыночными ценностями привел к возрождению национальных религиозно-философских ценностей и западных (главным образом, американских) прагматичных ценностей. Нередко наблюдается конфронтация ценностей различных групп общества.

           В данной социальной ситуации каждый человек самостоятельно должен выбирать жизненную позицию, принимая ответственность за сделанный выбор; способность к самоопределению становится важнейшим качеством личности. Необходимость преодоления ценностного кризиса, гармонизации ценностных отношений и приоритет личностного самоопределения привела к выстраиванию системы аксиологического воспитания. Центральная проблема такого воспитания –  формирование  ценностных ориентаций личности.

         Для выпускника школы жизненное самоопределение – реальная  необходимость. Осуществление же вчерашним школьником конкретного выбора и планирования будущего в условиях неопределенности и противоречивости общественных ценностей не только затруднительно, но и опасно утратой общенациональных ориентиров, идеалов. Таким образом, целенаправленное формирование ценностных ориентаций школьников целесообразно и необходимо.Анализ научной литературы показал: в настоящее время отсутствуют пролонгированные исследования, в которых рассматривается процесс формирования ценностных ориентаций школьников на каждой из ступеней общего образования.

        Выявлено противоречие между реальными требованиями современной социальной ситуации осуществления аксиологического воспитания и недостаточной разработанностью проблем целенаправленного педагогического воздействия на формирование ценностных ориентаций школьников на каждой из ступеней общего образования.

         Определена проблема: каковы педагогические основы формирования ценностных ориентаций школьников на каждой из ступеней общего образования.

         Цель: выявить и охарактеризовать педагогические основы формирования ценностных ориентаций школьников (принципы, содержание, компоненты, условия, показатели).

         Задачи:

ü      Определить понятие «ценностные ориентации» с педагогических позиций, выявить проблемы формирования ценностных ориентаций личности в философской, социологической, психологической и педагогической  литературе.

ü      Выявить особенности ценностных ориентаций школьников и факторы, влияющие на их формирование.

ü      Разработать и экспериментально проверить педагогическую модель формирования ценностных ориентаций школьников.

ü      Определить и экспериментально проверить педагогические условия формирования ценностных ориентаций школьников.

ü      Разработать научно-методические рекомендации по формированию ценностных ориентаций школьников.

          С данной разработкой можно ознакомиться в методическом кабинете лицея.

Обновлено 29.12.2013 14:09
 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru