Развитие навыков самоконтроля при изучении математики PDF Печать E-mail
Автор: Герасимова С.Н., учитель математики   
03.10.2010 08:40

Специфика развития на современном этапе производства и других сфер деятельности человека требует от их участников умения быстро переквалифицироваться. Это обстоятельство, накладывая существенный отпечаток на систему подготовки выпускников школ к участию в сфере материального Всероссийская научно-практическая конференция “Портфолио современного учителя” и интеллектуального труда, требует поставить в центр внимания учебно-воспитательного процесса формирование способностей школьников и, в первую очередь, – способностей к самостоятельному решению задач, анализу явлений.

Развивающая функция обучения требует от учителя не только простого изложения знаний в определенной системе, но и предполагает учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Новые технологии дают возможность развить такие способности у учеников.

Математика должна рассматриваться не как предмет с набором готовых знаний, а как специфическая интеллектуальная деятельность человека.

Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения.

При работе с классом учитель зачастую просто не в состоянии оперативно воспринимать и обрабатывать обратную информацию о деятельности всех учащихся, довести до каждого из них соответствующие корректирующие указания, оказать нужную помощь. Выход здесь только один – прививать учащимся знания и навыки взаимного контроля и самоконтроля. Это важно для того, чтобы учитель мог снять с себя часть тяжести каждодневного, ежечасного контроля над учебной деятельностью каждого ученика. Ведь при этом ученики фактически участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает у них удовлетворенность своими занятиями, своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности.

Психология учит, и навыки формируются в деятельности, которая требует применения этих умений и навыков. Организуя учебный процесс, учитель заботится не только о раскрытии содержательности математических вопросов, не только о реализации дидактических принципов и методико-математических рекомендаций. Не меньшее значение имеют вопросы организации взаимного контроля. Речь идет о построении учебного диалога учителя и учащихся, как их совместного учебно-познавательного исследования, в котором коллективная учебная деятельность всего класса систематически сочетается с активной самостоятельной работы каждого ученика.

Постоянное и настойчивое приглашение к обмену мнениями, к самостоятельным выводам, к критике ошибочных утверждений и умозаключений, к защите полученных результатов – все это создает особо благоприятные условия для формирования умений и навыков взаимного контроля и самоконтроля учащихся.

Окончание статьи можно прочитать  в материалах всероссийской научно-практической конференции "Портфолио современного учителя" и в материалах IV всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Научное творчество XXI века"

Обновлено 29.12.2013 14:09
 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru