Работа с текстом учебника в обогащающей модели проекта «Математика. Психология. Интеллект» (МПИ) PDF Печать E-mail
Автор: Герасимова С.Н., учитель математики   
03.10.2010 08:56

Среди важнейших прав человека, пожалуй, наиважнейшим – после права на достойную жизнь – является право быть умным. Право это, по факту рождения, имеют все дети, но, к сожалению, существует огромное количество факторов, препятствующих его реализации. Успешность педагогической деятельности во многом зависит от того, насколько применяемые формы и методы обучения соответствуют закономерностям детской психологии.

Учитель, который видит свое назначение в том, чтобы создать каждому конкретному ребенку условия для свободного интеллектуального саморазвития, рано или поздно осознает в числе прочих и такую проблему: «Как научить школьников самостоятельно работать с текстами учебника?». Учебный материал в пособиях серии «МПИ» сконструирован так, что уже сам создает предпосылки для формирования у ребенка умений работы с учебным текстом. Книги могут научить школьников разным путям переработки информации, представить один и тот же материал в виде рассказа, диалога, справочника, системы знаний. В учебных пособиях серии МПИ есть, например, задания, которые стимулируют работу со словарями, справочниками, различной литературой по предмету.

Учебный материал представлен в необычном для учебника математике контексте. Особенно это бросается в глаза в пособиях для 5-6 классов. Математическая информация «растворена» в жизни семейства Мумии-троллей, замешана на приключениях Буратино, странствиях Ивана-Царевича. У меня появилась гипотеза о том, что тексты, представленные в форме диалога героев – носителей определенных психологических функций, - дадут возможность сформировать у учащихся умение извлекать информацию из страниц учебника, осмысливать, обрабатывать ее и конструировать собственные математические учебные тексты. Основное внимание на уроках уделяется различным видам чтения: опережающее чтение (ознакомление с текстом накануне совместного обсуждения его в классе); углубленное чтение (анализа текста, его оценка); выборочное чтение (проработка отдельных частей текста с определенной целью); чтение – сканирование (быстрый просмотр текста, отыскание в тексте того или иного фрагмента, слова, правила и т. п.). Кроме разнообразия видов чтения, используются разные способы обработки информации: деление текста на смысловые части, выделение в тексте главных мыслей и ключевых слов, составление плана выбранного фрагмента текста, постановка вопросов к тексту и поиск ответов.

 Окончание статьи можно прочитать в материалах всероссийской научно-практической конференции "Наша новая школа" а рамках образовательной инициативы Президента РФ Д.А. Медведева. 

 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru