Обучение плаванию детей 7-10 лет в условиях урока . Учебная программа PDF Печать E-mail
Автор: Бутузова Л.М., учитель начальных классов   
18.11.2011 08:54

Введение

    На фоне сложных экономических и экологических условий нашего вре­мени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья,  то всё  остальное бессмысленно.

 Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что состояние здоровья  детей в начале обучения имеет тенденцию к ухудшению: увеличивается число детей с сутулой формой спицы, с функциональным нару­шением осанки, сколиозами I и II степени. По данным Минздравмедпрома и Госкомсанэпиднадзора России к моменту поступления   в школу 40 - 60% детей имеют различные функциональные отклонения: со стороны органов зрения - 10%, избыточная масса тела - 8 - 16%, нарушение осанки наблю­дается у каждого второго ребёнка.

 В связи с тем, что по мере увеличения ученического стажа растёт коли­чество функциональных отклонений, особенно со стороны опорно - двига­тельного аппарата, большое значение приобрела проблема сохранения, ук­репления и поддержания здоровья младших школьников.

 Причины введения уроков плавания вытекают из существующего про­тиворечия образовательного процесса: достижение повышенного уровня содержания образования возможно только при условии достаточных функциональных возможностей организма. С другой стороны оно приво­дит к ухудшению этих возможностей. Существующий учебный   процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью выбора лично­стью позитивного в отношении здоровья стиля жизни и недостаточной ра­ботой,  способствующей повышению укрепляющих, развивающих и за­щитных свойств, организма.

Для решения данной проблемы и исходящих условий создана представ­ляемая программа.

Особенность изучаемого курса состоит не только в сохранении и укреп­лении здоровья обучающихся, но и в том, что занятия плаванием решают воспитательные задачи, которые помогают ребятам стать дисциплиниро­ванными, смелыми, решительными и находчивыми. Эти и другие мораль­но - волевые качества формируются в ходе правильно организованных и регулярных уроков, а также во время соревнований.

Весьма важно прикладное значение плавания. К прикладному плаванию относят ныряние  в длину и глубину, плавание в одежде, переправы вплавь, простые прыжки в воду и пр.

Эти навыки могут понадобиться людям самых разных профессий: ры­бакам, геологам, морякам, водолазам и многим другим. Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Известно, что в воде тело человека находится во взвешенном состоянии, относительная невесомость тела, горизонтальное  положение в воде раскрепощают опорно - двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем орга­низма, облегчают  деятельность внутренних органов. К тому же вода, очи­щая кожу, улучшает кожное дыхание.

 При правильно проводимых занятиях у детей повышаются функцио­нальные возможности сердечно - сосудистой системы, укрепляется дыха­тельная мускулатура, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Плавание положительно влияет также на состояние центральной нервной системы.

 Программа по плаванию ориентирована на применение широкого ком­плекса упражнений, которые способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем.

Отличительными чертами данной программы является то, что большое внимание уделено игровому фактору. Игра - это естественная потребность ребёнка, удовлетворение которой позволяет проводить занятие на высоком эмоциональном уровне; делать более эффективными подготовительные упражнения; выявлять предрасположенность к определённому способу плавания.

Особый акцент в программе сделан на использование таких методиче­ских подходов, которые позволяют работать с каждым ребёнком индиви­дуально; развивать личностные качества, способствующие формированию у детей культуры отношений к своему здоровью, познавательной и двига­тельной активности, что является очевидным признаком соответствия со­временным требованиям к организации учебного процесса.

Детям предоставляется возможность из большого количества упражне­ний и разных способов плавания выбрать те, которые у них легче полу­чаются. Это даёт возможность каждому относиться к обучению более соз­нательно и активно.

Настоящая программа составлена на основе государственных докумен­тов.  В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципов государственной политики в области образования выдвигается приоритет жизни и здоровья человека.

Статья 51 Закона «Об образовании» предусматривает создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитан­ников.

Образовательное учреждение в соответствии с существующим законодательством  несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса.

«Концепция модернизации российского образования» включает в себя задачи по формированию ценностного ответственного отношения к собст­венному здоровью, формированию культуры здоровья и обучения навыкам здорового образа жизни.

    «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов», раздел Плавание. Авторы программы: д.п.н. В.И. Лях и к.п.н. А.А. Зданевич. Москва.: «Просвещение», 2006 г. Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план в инвари­антную часть.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как фи­зическая культура, основы валеологии, ОБЖ.

 Программа адресована учащимся 1-4 классов, а также частично может быть использована в среднем звене.

В результате изучения курса обучающийся должен знать:

1.              Названия плавательных упражнений;

2.              Способы плавания и предметов для обучения;

3.              Влияние плавания на состояние здоровья;

4.              Правила гигиены, техники безопасности и поведения в экстремаль­ной ситуации.

Каждый ученик должен уметь: проплыть вольным стилем 15 метров и владеть двумя любыми видами плавания.

Основная цель программы заключается в том, чтобы развить ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принци­пом природосообразности.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих за­дач: удовлетворить естественную потребность организма в движении, совершенствовать гигиеническое обучение и воспитание младших школьни­ков, формирование норм и навыков ЗОЖ, обучение плаванию в условиях урока детей 7-10 лет.

В курсе освещаются следующие разделы:

Раздел 1. Вхождение в воду

Раздел 2. Передвижение по дну бассейна.

Раздел 3. Упражнения на всплывание и лёжа на груди.

Раздел 4. Кроль на груди.

Раздел 5. Кроль на спине.

Раздел 6. Плавание стилем Брасс.

      Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков зачетов, соревнований, посещение секции плавания.

Курс завершается приёмом контрольных нормативов, которые прово­дятся в конце года. Курс обучения состоит из 26 учебных часов в первом  классе и 34 часов во 2-4 классах.

 Полная редакция учебной программы находится в методическом кабинете лицея. 

 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru