Использование национально-регионального компонента на уроках физической культуры PDF Печать E-mail
Автор: А.Е. Ануфриев, учитель физкультуры   
20.10.2012 09:37


За последние годы резко снизился интерес школьников к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. Владение навыками здорового образа жизни, неотъемлемой составляющей частью которого являются занятия физической культурой, у детей школьного возраста находится на чрезвычайно низком уровне. Сегодняшнее состояние физического здоровья учащихся не отвечает требованиям общественного производства, запросам передового педагогического опыта, интересам учащихся различных возрастных групп, их родителей, поэтому проблема совершенствования школьного физического воспитания всё больше привлекает внимание специалистов. Подтверждением сказанного является и то, что в настоящее время разрабатываются образовательные стандарты второго поколения, призванные наиболее полно обеспечить потребность современного общества в физически развитом человеке.

В соответствии с представлениями о сущности учебной физкультурной деятельности она должна не столько заключаться в процедуре двигательного «натаскивания», сколько представлять собой процесс, направленный на преобразование объекта воздействия (обучаемого ребёнка) путем усвоения им такой информации и способов деятельности, которые бы позволяли ему успешно познавать и преобразовывать самого себя, свою физическую природу. Формирование зрелой, здоровой, адаптированной к жизни в социуме личности, - вот цель, которую ставлю перед собой, работая учителем физической культуры.

Разнообразить пути решения образовательных задач на своих уроках и во внеурочной деятельности, а также повысить интерес обучающихся к уроками физической культуры позволяет такое направление как применение национально-регионального компонента (Игры Народов Сибири и Старорусские).

Географическая (природная) среда Сибири с разнообразием флоры и фауны во многом предопределила своеобразие исторического развития коренного населения. Физическая культура народов Сибири пока ещё остаётся малоизвестной страницей их истории. К сожалению, многие эмоционально - динамичные игры, физические упражнения стали постепенно забывать, поэтому современная молодежь не знает о них, а педагоги не используют как средство физического воспитания учащихся в школах. Но, несомненно, истоки возникновения и совершенствования системы физического воспитания сибирских этносов, еще, привлекут внимание исследователей, так как в ней заложен «секрет выживания» сибиряков в суровых климатических условиях.

Совершенствование содержания программного материала на основе национально - региональных условий положительно зарекомендовало себя как у нас в стране, так и в мировой практике (Япония, Индия, Китай). Однако данное явление свойственно пока лишь определённой части национальных субъектов Российской Федерации – республика Саха (Якутия), Бурятия. Среди объективных причин такого положения следует назвать, в первую очередь, отсутствие научно обоснованных конкретных рекомендаций по организации и проведению спортивно - массовых мероприятий по национальным видам спорта, в том числе - отсутствие учебно - методических пособий. Одним из путей решения данной проблемы, по моему мнению, является включение национально - регионального компонента в преподавание учебного предмета «Физическая культура».

Исходя из актуальности существующей проблемы в нашем лицее применяется комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов с включением национально-регионального компонента.

Подтверждением правильности выбранного направления является и тот факт, что в вариативной части проекта образовательного стандарта по физической культуре предполагается использование культурно-этнических упражнений с целью приобретения школьниками двигательного опыта через освоение техники соревновательных упражнений из национальных видов спорта, народных игр.

Целью данной программы является наполнение содержания программного материала физического воспитания учащихся лицея элементами национальных игр и видов спорта коренных народов Сибири.

Из поставленной цели вытекает гипотеза, заключающаяся в том, что включение национально-регионального компонента в преподавание физической культуры в лицее позволит более успешно решать задачи обучения учащихся жизненно важным навыкам и умениям, необходимым для адаптации в национальной социокультурной среде.

Программа включает в себя содержание всех основных форм школьной физической культуры и обеспечивает решение следующих задач:

- обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях;

- формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, физическом самосовершенствовании,

- приобретение необходимых знаний в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта;

- укрепление здоровья, повышение работоспособности учащихся;

- воспитание у школьников высоких нравственных качеств,

Огромное многовековое богатство национальной культуры народов Сибири позволяет вычленить из него необходимый материал для национально - регионального компонента учебного предмета «Физическая культура». Этот материал можно сгруппировать по трём основным разделам:

1.Усвоение знаний (знания об истории, о роли и значении национальных обрядов, игр и видов спорта, совершенствования физического развития, физической подготовленности и укрепления здоровья).

2. Усвоение способов физкультурной деятельности - физические упражнения, большая часть которых ориентирована на сопряжённое развитие не только физических, но и психических качеств; физические упражнения творческого характера, в которых ученики создают новые сочетания элементов двигательной активности; психомоторные упражнения; упражнения на напряжение и расслабление мышц; национальные игры.

3. Использование национальных физических упражнений для подготовки учащихся к выполнению нормативных требований по физической подготовленности.

Важнейшая задача физического воспитания - повышение двигательной подготовленности учащихся, поэтому на каждом уроке планируется проведение упражнений, направленных на развитие комплекса двигательных качеств, одной из составляющих которого являются национальные игры народов Сибири, которым в каждом классе отведено определённое количество часов в рабочей программе. При проведении подвижных игр в 1-4-х классах используются не только повсеместно распространенные, но и национальные игры, причем соотношение времени, отведенного на них, выбирается в равных долях. Так, например, на уроке для учащихся 4 класса по теме «Подвижные игры» используются игры «Ловля оленей», «Охота на куропаток», «Кучем-туч». Начиная с пятого класса, в программу включены национальные виды спорта. Прыжки через «нарты» и эстафета «Бег с палкой» на уроке по теме «Легкая атлетика» в 9-х классах, «Игра с перетягиванием», «Байгак», «Пуксэл», «Кусан Юх», «Абакле», прыжки «С доставанием предметов» на уроке по теме «Гимнастика» в 8-х классах. Чем старше становится учащийся, тем сложнее виды спорта или условия, в которых выполняются задания. Программный материал систематически повторяется в последующих классах.

Использование разнообразных форм и методов обучения в совокупности с включением национально-регионального компонента в содержание программы физического воспитания школьников приводит к росту мотивации учащихся для самостоятельных занятий физическими упражнениями, интересу к предмету «физическая культура» что, безусловно, положительным образом отражается и на спортивных достижениях учеников и результативности моей деятельности как учителя: за 2 последних учебных года я подготовил 13 отличников ГТЗО и неоднократных победителей и призёров по легкоатлетическому кроссу и эстафете, а также по волейболу, баскетболу, мини-футболу и футболу.

Высокий уровень мотивации учащихся к занятиям физической культурой привел к тому, что ученики нашей школы выполняют разрядные требования по различным видам спота – рукопашный бой, вольная борьба, ушу, плавание.

Достижение положительных результатов в физическом воспитании учащихся стало возможным благодаря повышению мотивации, роста интереса детей к занятиям физической культурой, на мой взгляд, и за счет введения в преподавание предмета национально-регионального компонента.

 

 

 

Обновлено 29.12.2013 14:07
 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru