Метод проектов в организации воспитательной работы по воспитанию гражданственности и патриотизма PDF Печать E-mail
Автор: Богданова А.Д., учитель истории и обществознания   
26.09.2011 02:52

Автор статьи предлагает форму организации внеурочной деятельности по воспитанию гражданственности и патриотизма.


Патриотизм можно рассматривать как важнейшую общечеловеческую ценность, интегрирующую фундаментальные качества личности. Исходя из этого, ставим перед собой в воспитательной и внеурочной деятельности цель – формирование патриотизма, воспитание чувства гражданского долга.

Данная цель может быть достигнута через реализацию проекта «Мой поселок в прошлом и настоящем».

По мнению академика А. Л. Савельева в патриотизме присутствуют два начала: то, что закладывается в семье и выходит за ее пределы – государственное. Наиболее значимо первое, то есть любовь к Родине начинается с любви к своим близким, к той территории, на которой живешь. Проект предназначен для учащихся 5-го – 6–го классов. Учитывая возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста, переживающих период становления характера и формирования отношения к окружающему миру, именно краеведческий материал открывает большие возможности для организации различных форм работы и самореализации учащихся. Проект реалистичен, то есть сориентирован на имеющиеся ресурсы.

Цель проекта – воспитание патриотизма младших школьников средствами краеведения.

Задачи:

- сохранение и развитие чувства любви к своей Родине;

- воспитание гражданского долга;

- развитие творческих способностей детей, стремления к самосовершенствованию

Срок реализации проекта – два – три учебных года. Актуальность проекта – осуществляется в рамках внедрения Федеральных государственных стандартов второго поколения.

Особенность:

- исследовательский характер;

-возможность для реализации разноплановых интересов и особенностей учащихся в гендерной воспитательной системе.

- привлечение в качестве наставников родителей.

Этапы реализации проекта:

  1. Знакомство с историей и обычаями родного края.

На данном этапе классным руководителем проводятся тематические часы общения («С чего начинается Родина», «История поселка – история страны», «50 славных лет», «Мои знаменитые земляки», «История поселка в лицах», «Шахтерский характер» и так далее); экскурсии в музеи поселка Бачатский, села Беково, города Гурьевска, школьный музей, на смотровую площадку разреза; встречи с интересными людьми, деятелями культуры, ветеранами поселка, главой администрации, депутатами Городского собрания; викторина по истории поселка.

  1. Выбор формы представления проекта.

На часе общения учитель предлагает следующие формы представления проекта: устный журнал, видеофильм, газета (компьютерный формат рукописная, настенная), альбом, исследовательские работы, домашний музей, выставка и так далее.

  1. Самоопределение учащихся в реализации проекта.

В зависимости от интересов и склонностей учащиеся выбирают форму представления проекта. Здесь возможна как групповая работа, так и индивидуальная. Ряд учащихся выбирают исследовательские работы «Методика составления и оформления родословной», «Русская изба в прошлом и настоящем», «Спектр профессий поселка Бачатский».

Если учащиеся выбирают такую форму представления проекта как газета, то следующий час общения можно посвятить знакомству с газетой как издательской продукцией. Совместно с редколлегией школьной газеты «Успех» учащиеся знакомятся с правилами оформления газеты, разрабатывают рубрики, выбирают редактора, ответственных за подготовку рубрик и иллюстрации и определение сроков выполнения поручений.

  1. Сбор материала в ходе поисковой работы.

На этом этапе в зависимости от формы представления проекта учащиеся занимаются сбором материала – это рисунки, фотографии, рассказы о профессиях, улицах, жителях поселка, составление родословных, подбор экспонатов в музей, на выставку. На этом этапе большую помощь оказывают родители, которые становятся активными участниками в реализации проекта. Для развития интереса к проекту можно провести конкурсы «Портрет моей Родины», «Мое любимое место в поселке», конкурс открытого письма главе поселка, директору школы, директору разреза. На конкурс могут быть представлены фотографии, рисунки, литературные произведения и тому подобное.

  1. Оформление и защита проекта.

Защита проекта может проходить перед учителями, родителями, работниками музея - это выставки родословных, семейных увлечений, творческих работ, выпуск газеты, посвященной истории поселка в прошлом и настоящем. Представление исследовательских работ планируется на ежегодной школьной конференции «Юность. Интеллект. Культура».

Лучшие работы могут быть преподнесены в дар музею гимназии и поселка.

  1. Анализ и рефлексия.

Обсуждение с учащимися и родителями, что понравилось, что не понравилось в ходе реализации проекта, определение перспектив дальнейшей работы. Проведение диагностики на определение уровня патриотической воспитанности.

Результативность проекта наглядна.Учеников нашего класса отличается активная гражданская позиция, что является следствие любви к своей Родине.

Глубокое патриотическое чувство рождается в ходе всей жизни ребенка, очень часто существует почти неосознаваемым, но оно требует культивирования. Цель своей работы, как преподаватель общественных дисциплин и классный руководитель, вижу в том, чтобы ребенок любил свою Родину, умел изучать ее историю, не повторяя ошибок прошлого, стремился к ее преобразованию.

Обновлено 29.12.2013 14:07
 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru