Роль музейной работы в решении проблем гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения PDF Печать E-mail
Автор: Богданова А.Д., учитель истории и обществознания   
26.09.2010 03:09

Автор статьи определяет роль музейной работы в решении проблем гражданского и патриотического воспитания и предлагает формы организации внеклассной работы по данной проблеме.


В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» выделена задача «повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения».

Решение поставленной задачи возможно только через организацию целостного учебно-воспитательного процесса, в котором наряду с урочной простроена и внеурочная деятельность. Только в это случае не только прочно усваиваются учащимися полученные на уроках знания, но и создаются условия для выработки гражданско-патриотических и нравственных ориентиров, расширения социального опыта и практического применения полученных знаний как основы для жизненного и профессионального самоопределения.

Во внеурочной деятельности считаем эффективным использование возможностей музейной педагогики для повышения качества гражданского и патриотического воспитания школьников.

По инициативе директора в лицее создан музей, посвященный истории учебного заведения, планирование деятельности которого ведется в направлениях:

  • поисково-исследовательская деятельность,

  • оформительская деятельность,

  • экскурсионно-просветительская деятельность

  • образовательная деятельность

Тематика экскурсий, которые предлагает школьный музей, достаточно широка: «История учебного заведения», «Ими гордится лицей», «Творческие достижения лицеистов», «Учить человека быть человеком трудно, но радостно».

Наряду с экскурсиями больший интерес у учащихся лицея вызывают организованные руководителем музея и педагогами временные тематические выставки: «Школа будущего», «Лучшие портфолио лицеистов», «Выставки родословных», «Хобби учителей» и другие.

На базе музея нами организована поисково-исследовательская работа по следующим темам: «История лицея в лицах выпускников», «Пионерская, комсомольская организации школы №22», «Лучшие педагоги России» и другие. К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне проводится исследование «Истории боевых наград», цель которого сбор и систематизация материала о педагогах – ветеранах Великой Отечественной войны. Результаты исследовательских работ используются при оформлении экспозиций музея.

Лучшие выставки родословных, составленные нашими учениками, традиционно представляются на областной конкурс «Корнями дерево сильно», всероссийские конкурсы «Человек в истории 20 века», «Первые шаги».

В музее проходят встречи с людьми, внесшими значительный вклад в историю поселка, лицея, с выпускниками лицея, с учащимися, ставшими победителями различных конкурсов. Здесь можно не только узнать интересные факты из биографий своих земляков, но и стать участниками научных дискуссий, круглых столов.

Такая система работы не только обобщает и углубляет знания учащихся по истории семьи, школы, поселка, но и создает ситуацию сопричастности, развивает стремление внести свой вклад в историю страны.

Считаем интересным проект создания музея класса «Семейное хобби». Учащиеся занимаются сбором материала, подбором экспонатов, оформлением экспозиции. Большую помощь оказывают родители, которые становятся активными участниками в реализации проекта. Для развития интереса к проекту можно провести часы общения, посвященные известным музеям мира и их экспозициям, познакомить учащихся с методикой музейного дела, посетить местные музеи и выставки, провести встречи с интересными людьми и коллекционерами.

На протяжении ряда лет формируем отряд учащихся лицея для участия в Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедиции. Экспедиции приблизили учащихся к объективному пониманию исторических явлений, создали условия для осознания органической связи прошлого и настоящего путем непосредственного участия в процессе получения информации из подлинных исторических источников. Особенностью экспедиций явилось сочетание археологических раскопок и этнографических наблюдений с теоретическими и практическими занятиями по экспериментальной археологии и этнографии, макетированию и моделированию. Развитие навыков анализа и обобщения теоретических знаний в сочетании с приобретением практических умений формируют у учащихся в доступной форме научное понимание основ человеческой цивилизации на местном фактическом материале. Такой подход, на наш взгляд, способствует пробуждению интереса к первоисточникам исторических знаний, развивает и поддерживает стремление к самостоятельному творчеству и исследованию. Результат работы лицеистов – это не только интересные материальные остатки древних культур, становящиеся экспонатами музея города Гурьевска, но и исследовательские работы, с которыми они выступают на школьных, областных и всероссийских конференциях. Темы исследовательских работ разнообразны: «План социального развития поселка Бачатский», «Свадебный обряд телеутов», «Русская изба в прошлом и настоящем». На наш взгляд, краеведческий материал является не только наиболее доступным для исследовательских работ школьников, но и пробуждает интерес к данному виду работы, способствует осознанию ценности, значимости своего родного края в отечественной и мировой истории.

Данные формы организации музейной работы позволяют не только повысить качество патриотического воспитания, но и реализуют задачи профильной и предпрофильной подготовки. Учащиеся приобретают навыки, необходимые в работе краеведа, музееведа, археолога, генеалога.

Обновлено 29.12.2013 14:07
 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru