Важно ли знание о маленьком музее под боком? Краеведение перестало быть модным? PDF Печать E-mail
Автор: Е.В. Хребтова, учитель русского языка и литературы. Фото А.Н. Халимовой   
16.01.2015 09:21

Во время игры для старшеклассников в «День Ф» я готовила станцию «Музеи России», вместе с участниками состязания мы вспоминали самые яркие факты музейного дела нашей страны. Отрадно констатировать, что большинство ребят прекрасно осведомлены о таких музеях, как Эрмитаж, Третьяковская галерея, московский Дарвиновский музей и др. Замечательно, что в каждой команде смогли назвать экспонаты нашего школьного музея.

Однако для всех участвовавших в моей викторине стал камнем преткновения вопрос: «Этот этнографический музей под открытым небом принимал ученых и корреспондентов из Англии, Франции, США и многих других. Доктор наук, заместитель генерального директора ассоциации тюркских народов Мустафа Балчык (Турция) отметил уникальность музея, имеющего исключительное значение для всех тюркских народов Евразийского континента. Где расположен этот музей?» Даже моя подсказка названия музея «Чолкой» мало кому помогла. Когда же я давала правильный ответ, кто-то весьма удивлялся огромному значению музея села Беково, кто-то сожалел, что не сумел догадаться.

Итак, историко-этнографический музей села Беково «Чолкой», находящийся в нескольких километрах от Бачатского и нашего лицея, оказался для наших учеников terra incognita, то есть неизвестной землей. Почему?! В школе на многих уроках уделяем внимание краеведению, среди наших учеников много телеутов. Казалось бы, знание об уникальном музее, расположенном совсем рядом, должно быть само собой разумеющимся.

На память пришли размышления Сергея Довлатова о любви американцев к родной истории и всевозможным музеям, ей посвященным. Писатель предполагает причину бережного отношения американцев к истории собственной страны: память о всего лишь 200-летнем существовании этого государства Нового Света ценнее, чем тысячелетиями исчисляемые истории других народов. Неужели, действительно, людьми больше ценится кратковременное, чем многовековое?

В отношении конкретно нас, вероятно, еще верна и другая причина: мы больше стремимся познать далекое, кажущееся нам экзотичным и оттого более привлекательным. Ошибочно думать, что все находящееся рядом заурядно. 25 сентября мы с А.Н. Халимовой организовали экскурсию 5 «Б» класса в музей «Чолкой», все были в восторге от живописных построек под открытым небом, удивительных экспонатов, рассказе о быте коренного народа Беловского района. Самое яркое впечатление произвели театрализованная встреча, вовлечение в обряд общения с богами. Уверена, что пятиклассники смогут любым заморским гостям рассказать об удивительной истории родного края, о музее, которым славится наша местность.

Возвращаюсь к вопросу для размышления. Почему наши ученики лучше знают далекие музеи, чем те, что в шаговой доступности, недороги и просты в посещении (не надо долго ехать, отстаивать очередь за входными билетами)?

Насколько мы, учителя, сумели заинтересовать лицеистов в краеведении? А может быть, в эпоху глобализации и надо интересоваться чужим, ни к чему  замыкаться на частной истории маленького региона?

Что вы думаете по этому поводу? Пожалуйста, выскажите ваше мнение.

 

 

  
  
   
Обновлено 17.01.2015 03:55
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru