Интернет – мировое зло или всеобщее благо? PDF Печать E-mail
Автор: Кускова А.Б., учитель математики   
30.01.2012 11:24

Знаете ли вы, что 2009 год был годом безопасного интернета?

А всемирный день интернета в 1998 году был санкционирован Папой Иоаном Павлом Вторым.

При этом 27 января мировое сообщество отмечает альтернативную дату – международный день без интернета.

Интернет же тем временем, независимо от дат, альтернатив и прочих событий, набирает обороты, совершенствуется и продолжает изменять нашу жизнь. Этот процесс бесконечен и – нравится нам это или нет – уже не обратим.

Еще совсем недавно мы и наши дети черпали информацию из газет и теленовостей, значение незнакомых слов узнавали из энциклопедий, готовили рефераты в библиотеке, писали письма ручкой.

А сегодня интернет позволяет получить доступ к колоссальному количеству информации. И получить ответ практически  на любые вопросы в минимальные сроки. В современных условиях вполне возможно осуществить любой проект, не выходя из дома. Достаточно научиться ориентироваться в сетях Интернета, овладеть навыками обработки и компоновки информации. Такой подход отражает стиль современной жизни, соответствует ее ускоренному ритму.

Для студентов, учащихся, педагогов открылись такие возможности, что просто дух захватывает:

·               виртуальные экскурсии;

·               работа в самых малодоступных столичных библиотечных фондах, научно-исследовательских лабораториях, обсерваториях, планетариях;

·               и даже возможность on-line общения с космонавтами на космической станции.

И, наконец, реально создающаяся система, направленная на решение одной из самых серьезных проблем России – обучение детей с ограниченными возможностями.

Не случайно в последние годы снизился возраст первого знакомства детей с компьютером до 8 лет, и повысилась доля учащихся, знакомых с работай в Интернет до 80%.

Детская аудитория насчитывает сейчас 8-10 млн.  пользователей до 14 лет, что составляет третью часть посетителей Рунета.

Неправда ли, коллеги, и мы с вами как родители и учителя, не без гордости отмечаем насколько уверенно и свободно наши дети ориентируются в виртуальном пространстве, сожалея о том, что в свое время не имели таких возможностей.

Но осознаем ли мы в этот момент в полной мере негативное влияние Интернета?

Работа в Интернете «затягивает», притупляет чувство времени, ухудшает физическое здоровье, зрение, осанку.

Негативным может быть воздействие на психику. Некоторые подростки, чрезмерно увлекшиеся виртуальным времяпровождением, начинают избегать живого общения, проявляют игровую зависимость. Родители и  учителя часто не осознают этой проблемы до тех пор, пока она не становится очень серьезной. Поэтому спокойно смотрят на то, как их ребенок проводит 10-12 часов у монитора – не в подворотнях со шпаной, и ладно.

Между тем, на подрастающее поколение обрушивается поток информации угрожающего и неприличного содержания, включающий в себя пропаганду насилия, национализма, фашизма, предлагается порнографическая продукция, ведется сектантское и мистическое проповедничество.

На некоторых сайтах варварские фото самоубийц, детей, погибших в автокатастрофах, и так далее. Список жестокостей бесконечен. Школьники обмениваются интернет-адресами ужасных сайтов. Психологический шок у ребенка в этом случае неизбежен. А в последствии это может спровоцировать самые крайние проявления жестокости и насилия. С 2007 года и по сей день новостные сайты не перестают размещать ужасающий факт. В Китае подросток зарезал кухонным ножом мать и нанес тяжелые ранения отцу после того, как родители отказались дать деньги на Интернет.

По статистике из-за интернет-зависимости китайские подростки совершают 80% всех зарегистрированных преступлений.

Интернет-зависимость одна из самых быстро распространяющихся зараз XXI века. Врачи бьют тревогу по всему миру. Зависимость от Интернета в Китае признана заболеванием, западные психиатры предлагают внести интернет-зависимость в международную классификацию болезней. По данным Московского психолого-педагогического университета в России ежегодно группа риска интернет-зависимых расширяется на 30%.

Еще одна опасность случайных прогулок по Сети заключается в том, все больше и больше коммерческих сайтов стараются заставить интернавтов заполнить анкеты, чтобы получить информацию об их семьях с целью коммерческого использования. Дети часто попадают на сладкие обещания. «Ты хочешь выиграть суперподарок? Это легко: тебе всего лишь нужно заполнить анкету», - втолковывает сайт, который затем вытягивает всевозможные сведения – профессия родителей, номера их мобильных телефонов, интересы и предпочтения ребенка в еде и так далее. Такие сведения ценятся дороже золота, так как становятся базой заманивающих коммерческих предложений.

Парадокс заключается в том, что выходя в Интернет в образовательных целях, ребенок может получить «медвежью» услугу.

Еще вчера, учителя математики, к примеру, сетовали на обилие  решебников на полках книжных магазинов. Сегодня выход найден – учителя перешли на задания за страницами учебника. Но ученик, завсегдатый интернет-сети, без труда выйдет на on-line решебник, который в считанные секунды справится с любым заданием государственного образовательного стандарта, не обременяя пользователя умственными усилиями.

На сайте Департамента образования и науки Кемеровской области на сегодняшний день размещено 89 ссылок на «черные» сайты, осуществляющие подготовку школьников к ЕГЭ. На самом деле они содержат недостоверную информацию о ЕГЭ. Но даже эта официальная информация на центральном сайте образования Кузбасса не является гарантией того, что эти сайты не будут использованы с полным доверием выпускников, родителей и педагогов.

On-line решебники, «черные» образовательные сайты, конкурсы и акции для образовательных учреждений и учащихся, организуемые бизнес компаниями в целях далеких от развития ребенка – это лишь малая доля того большого капкана, в который может попасть ученик, выходя в Интернет в образовательных целях.

Итак, не стоит думать, что Интернет – это абсолютно безопасное и полезное место для наших детей. Не случайно в МВД России создано управление «К», следящее за появлением информации, недопустимой по отношению к детям.

Но Сеть создавалась как раз для «живучести» и поэтому справиться в одночасье с этой проблемой в мировых масштабах невозможно.

Что же делать? Смириться с неизбежностью зла или запретить пользование компьютером? Движение прогресса необратимо, запретительными мерами его не остановить. Запреты – самая неэффективная форма противления злу. Особенно когда речь идет о подростках. Значит, надо действовать!

Самые обеспокоенные родители устанавливают на компьютерах фильтры, чтобы ограничить доступ к опасным сайтам, но даже лучшие из них отсекают не более 20% потенциально опасного контента. Не стоит рассчитывать на технические средства. Ибо настоящий фильтр – это, конечно, родители и педагоги. Я убеждена, что только «человеческий фактор» способен обезопасить Интернет! Ярким примером тому является стратегии религиозных конфессий, проповедующих среди блоггеров.

В частности, британские евангелисты составили для блоггеров кодекс поведения, построенный по принципу 10 библейских заповедей, который с  успехом может «применить» на себя каждый пользователь Интернета.

А ведь религиозные конфессии самые большие приверженцы догматов и в сегодняшней ситуации они действуют одни из первых.

Это как нельзя более актуально на сегодняшний день. Мало размышлять над коллизиями современности, посыпать голову пеплом, восклицая с патетикой «О, времена!   О, нравы!» Какие времена, такие и дети. Время действительно меняется само и меняет детей. Но с профессиональной точки зрения это означает ровно то, что и требуется доказать: «в карете прошлого далеко не уедешь». И нам, педагогам, необходимо принять эту очевидную истину и действовать.

Действовать профессионально!

Что мы можем сделать?

Прежде всего объединиться с родителями в борьбе за безопасный и полезный Интернет. Интернет для развития и образования ребенка.

В лицее мы сделали первый конкретный шаг – разработали брошюру для родителей «Какой Интернет нужен для детей». В ней не только обозначена проблема, но и даны рекомендации взрослым, готовым к позитивному сотрудничеству с Интернетом. Может быть она будет полезна и вам.

Однако мы понимаем, что разработка таких рекомендаций – это скорее полумера, чем эффективный путь решения проблемы.

Известно, что установление норм, правил, убеждениями и назиданиями невозможно заставить подростка следовать требованиям взрослых.

Но что можем сделать мы, педагоги, когда большую часть времени в Интернет-сети ребенок проводит, находясь дома?

Мы можем только одно! Организовать его дистанционную образовательную деятельность, направить на положительный контент.

Что это значит? Это значит, что учащийся должен постоянно иметь стимулы и мотивы для выхода в полезные образовательные сайты. Со знанием дела организовывать работу в этих сайтах. Понимать, к примеру, что сайт uztest по математике поможет подготовиться ему к единому государственному экзамену. А центр дистанционного образования «Эйдос» расширит его математические познания и повысит его компетентность.

Все это необходимо и возможно при координирующей роли педагога. Именно он, учитель, может, а сегодня должен создать условия интеграции очного и дистанционного образования.

Невозможно сегодня запретить, жестко ограничить и фатально проконтролировать использование нашими детьми интернет ресурсов.

Но можно и необходимо сделать так, чтобы посещение Сети было организовано и востребовано учителем, педагогически целесообразно.

Итак, 2009 год был годом безопасного Интернета.

30-го сентября – всемирный день Интернета.

27-го января – международный день без Интернета.

На пороге новый 2012 год, я предлагаю всем открыть десятилетие безопасного и полезного Интернета. Интернета для образования и развития наших детей!

Обновлено 10.02.2012 11:28
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru