Формирование культуры здоровья учащихся и педагогов (из опыта работы спортивно-оздоровительного центра МОУ «Лицей № 22 города Белово») PDF Печать E-mail
Будь здоров!
Автор: Коваленко Н.Н.   
05.02.2013 09:57

Материалы Всероссийской

научно-практической конференции

 «Проблемы развития физической культуры и спорта

 в новом тысячелетии»

Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009

Самое ценное, что есть у нас, это наши дети. Отправляя ребенка в школу, родители должны быть уверены в том, что образовательное учреждение обеспечит безопасность пребывания в школе, научит ребенка быть здоровым.

Опрос родителей выявил пожелания к воспитательно-образовательному процессу лицея: высокий уровень квалификации учителей, сохранение здоровья в процессе обучения, гарантированная возможность продолжить обучение в вузах.   

В  нашем лицее, как и в любой другой школе нового типа,  социальные  нагрузки,  приходящиеся  на  учащихся, выше, чем в школах обычного типа, за счет  введения  дополнительных  предметов,  элективных курсов, лекций,  групповой и индивидуальной работы  с  преподавателями  вузов. 

Для того чтобы снизить риск физиологической дезадаптации обучающихся, был создан спортивно-оздоровительный центр, который является важной составляющей здоровьесберегающей среды лицея.

В результате 13-летнего опыта работы мы определили главную цель работы спортивно-оздоровительного центра: создание  в  лицее  условий для формирования у учащихся ценности культуры здоровья. 

Наш центр проводит

-   диагностику состояния здоровья участников образовательного процесса,

-   отслеживает динамику, выясняет причины отрицательной динамики,

-   организовывает семинары, экспресс-семинары, лектории, участвует в работе школы молодого учителя,

-   консультирует по вопросам ЗОЖ учащихся, родителей и педагогов не только нашего лицея, но и других школ города,

-   планирует оздоровительные и коррекционные мероприятия.

Особенностью нашей работы является формирование мотивации на здоровый образ жизни через звено обратной связи – представление участнику образовательного процесса знаний о состоянии его личного здоровья, как в процессе обычной жизнедеятельности, так и при проведении оздоровительных и корректирующих мероприятий.  

Организация такой системы работы стала возможной после появления в лицее аппаратно-программно-методического комплекса «Валеолог». По результатам обследования с помощью данного комплекса нами создан  банк  данных  состояния  здоровья,  формируются  индивидуальные  паспорта  здоровья  учащихся  и  учителей. Анализ  состояния  здоровья  обязательно учитывается  при поступлении в первый класс, в  критические  периоды  развития  (при  переходе  из  младшей  в  среднюю  ступень,  из  средней  в  старшую  и  выпускные  классы).

В лицее стал работать врач-педиатр, и появилась возможность проводить внеплановые поликлинические осмотры, результаты которых накладываются на компьютерные методики, после чего выдаются рекомендации, проводятся коррекционные и оздоровительные  мероприятия. Более действенной стала работа с родителями часто и длительно болеющих детей.

Чтобы  увидеть  динамику  изменения  состояния  здоровья  учащихся  и  психологического  климата  в  течение  того  времени,  пока  ребенок  находится  в  стенах  школы, проводится психологический  мониторинг и  мониторинг  состояния  здоровья.

В  случае  отрицательной  динамики,  мы  осуществляем  ряд  мероприятий,  для  выявления  причин,  негативно  влияющих  на  здоровье  каждого  ученика,  и  их  устранения. 

Проводятся  мероприятия  немедикоментозной  терапии:  лечебная  гимнастика,  фитотерапия,  физиотерапия,  психокоррекция,  теплолечение  и  т. д.   Теплолечение проводится с помощью физиопроцедур (таких, например, как «Луч»);  и стало возможным с появлением сауны (как бальнеолечение). Сауна – хорошее средство борьбы с утомлением, достаточно быстро восстанавливает физическую работоспособность, служит для профилактики простудных заболеваний. Сауна сочетается с ароматерапией (особенно в начальных классах). Предварительно делается травяной настой и, после посещения бассейна, ребята располагаются в сауне. Травяной настой и высокая температура, а в комплексе это ингаляция не только для дыхательных путей, но и проникновение в организм через кожный покров. В зависимости от желаемого эффекта, травяной настой может быть разным, мята – для успокоения, ромашка, календула – для снятия воспаления, полевой шалфей – для укрепления нервной системы. К сожалению, посещаемость занятий по плаванию стала резко падать, в связи с возросшей ценой.

 Наряду  с  уроками  физической  культуры  в  лицее  проводятся  массовые  спортивно-оздоровительные  мероприятия. Стали  традиционными  дни  и  недели  здоровья,  конкурс  «Папа, мама, я – спортивная семья», «Отцы на старте», спортивно-оздоровительный праздник «Мы за ЗОЖ»,  «Путешествие на поезде Здоровья», статическая гимнастика, «Рыцарский турнир», учебно-деловая игра «Мое здоровье – основа моей жизни», показательные выступления и соревнования по художественной гимнастике, конкурс  «Класс  высокой  культуры  здоровья».  

Основными критериями оценки  конкурса «Класс  высокой  культуры  здоровья» является информационно-пропагандистская работа, результативность участия в спортивно-оздоровительных мероприятиях лицея, проведение классных мероприятий, способствующих укреплению здоровья, показатели заболеваемости и, конечно же, привлечение родителей к участию в мероприятиях. Стимул конкурса – награждение переходящим вымпелом и ценным призом.

В  соответствии  со  своими  вкусами  и  желаниями  наши ребята  могут  выбрать  следующие  спортивные  секции:  баскетбол,  волейбол,  футбол, стритбол, плавание,  туризм, художественная гимнастика.

Ежегодно лучшие учащиеся лицея награждаются личными кубками педагогов. Лучшим может быть ученик, принимающий активное участие во всех спортивно-оздоровительных мероприятиях, постоянно показывающий рост спортивных достижений, являющийся примером для учащихся лицея в ведении здорового образа жизни.  Номинанты кубка «Лучший ученик по физической культуре»:

2002 год – Шабалин Стас (учитель Швецов М.З.)

2003 год – Егоров Дима (учитель Гусев С.В.)

2004 год – Ващук Женя (учитель Гусев С.В.)

2006 год – Комарь Антон (учитель Швецов М.З.)

2008 год – Москаленко Евгений (учитель Гусев С.В.)

Номинант кубка «Лучший в военно-полевых сборах» - Куринный Дмитрий  (учитель Салихова Н.Н.).

Поскольку мы считаем, что без здорового учителя не может быть здорового ученика,  для  учителей  работала группа здоровья (к сожалению, сейчас не работает – нет специалиста), проводятся  дни  оздоровления  педагогов.

День оздоровления начинается в учительской с физминутки для учителей, физминутка - в форме статической гимнастики. Затем сотрудники спортивно-оздоровительного центра проводят диагностику состояния здоровья, определяют биологический возраст (для «самых-самых» выдаются справки, насколько замедлен темп старения). Включают тренажор по кардиокоррекции. Желающие могут получить омолаживающий сеанс массажа. Весь день в учительской педагоги бесплатно пьют фиточай, настой из плодов шиповника и молочный коктейль или витаминизированный напиток. После уроков – спортивные соревнования - «Веселые старты» между командой учителей и сборной старшеклассников.

Третий  урок  физической  культуры реализуется в лицее через игровые уроки, уроки баскетбола, художественной гимнастики,  плавания, хореографии, танцев.

На общеобразовательном уроке обязательно проводятся  физкультминутки. Две - три в начальных классах, одна - две в среднем и старшем звене. Для 5-х и 6-х классов организована классная система обучения.

С учащимися начальных классов ежедневно проводится прогулка. Многие учителя начальных классов используют элементы технологии Владимира Федоровича Базарного, включающие в себя: использование конторок, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление.

Класс, использующий на уроках элементы технологии оздоровления В.Ф. Базарного, имеет положительную динамику физического здоровья.

Практика  показывает  реальность  раздельного  обучения  девочек и мальчиков направленного  на  сохранение  общего  и  репродуктивного  здоровья  не  только  современных,  но  и  последующих  поколений  учениц. Поскольку  без  преувеличений  можно  сказать,  что  демографический,  трудовой  и  даже  обороноспособный  потенциалы  общества  определяются  состоянием  здоровья  девочек - будущих  матерей.  

Ориентация  современного  образования  на  потребности  каждой  личности  позволяет  ставить  вопрос  о  возможности  раздельного  обучения  детей  разного  пола,  поскольку  полноценная  личность  формируется  на  основе  половой  принадлежности.  Уже третий год в лицее осуществляется гендерный подход. Три параллели – 1-е, 2-е, 6-е, 7-е классы – обучаются раздельно.

Динамика положительная. Девочки в классах раздельного обучения реже болеют простудными заболеваниями, у них более гармоничное развитие, чем у сверстниц из обычного класса. Это говорит о том, что нервная система при раздельном обучении более устойчива к нагрузкам.

Постоянно растет уровень спортивных достижений наших учащихся.

Спортивно-оздоровительный центр достиг успехов в спортивной жизни не только на городском и региональном, но и на областном и российском уровнях. Последнее наше достижение – победа в двух турах Первого Открытого Чемпионата России по универсальному марафону и приглашение в Москву для участия в финале Чемпионата.

В результате комплексной работы:

·           за последние 5 лет заболеваемость лицеистов снизилась;

·           не наблюдается увеличение количества обострений хронических заболеваний;

·           по диагностике САН было выявлено улучшение самочувствия, активности, настроения учащихся в результате грамотно составленного расписания, учителями стали учитываться  общие закономерности изменения работоспособности в течение суток и недели (проведение контрольных работ не более одной в день, изменился объем и содержание домашних заданий в результате использования учителем продуктивных технологий на уроке и т.д.);

·           при замене классной системы на кабинетную снизилась утомляемость учащихся.

Такие результаты стали возможными только при взаимодействии педагогов, родителей и учащихся. Для родителей оформляются не только стенды, но и выпущены брошюры-памятки и рекомендации для родителей:

·         «Режим дня и организация учебной деятельности дома»,

·         «Легко ли быть учеником»,

·         «Основы правильного питания»,

·         «Способы двигательной активности»,

·         рекламный буклет услуг спортивно-оздоровительного центра.

Главный показатель спортивно-оздоровительной работы центра – это отсутствие роста диспансерной группы, положительная динамика простудных заболеваний, увеличение количества учащихся, посещающих спортивные секции. Мы доказали положительное влияние лечебной гимнастики, массажа в комплексе на исправление осанки – более 50 учащихся переведено в основную группу и подготовительную группу здоровья.

Создавая спортивно-оздоровительный центр, мы руководствовались Приказом МО РФ №1418 от 15.05.2000г. «Об утверждении Примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения». К сожалению, в связи с новой системой оплаты труда (подушевой), штат спортивно-оздоровительного центра сократился: уволены тренеры, инструкторы по плаванию, массажист.

Но мы надеемся,  что  наша  миссия  выпустить  из  лицея  не  только  грамотного,  хорошо  ориентирующегося  в  жизненных  ситуациях  и  на  рынке  трудоустройства,  но  и  здорового  ученика, будет выполнена.

Из  всего  вышесказанного  можно  сделать  вывод,  что  в лицее  идет  активная работа по  формированию здоровьесберегающей среды, которая дает свои положительные результаты. Родители – наши союзники во всех начинаниях. Но хотелось бы поработать над вопросом более активного участия родителей в мотивации учащихся на сохранение здоровья. 

 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru