Я учусь владеть собой. Рабочая программа для обучающихся 1-х классов (коррекционно-развивающие занятия) PDF Печать E-mail
Автор: Шмырева М.Л., педагог-психолог   
14.11.2011 03:33

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе коррекционно-развивающей программы формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки, разработанной Н.П.Слободяник «Я учусь владеть собой» (КрюковаС.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь, и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М: Генезис. 2002) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста (первоклассниками). Данная программа реализуется в условиях внедрения ФГОС начального и общего образования, способствует формированию метапредметных, личностных универсальных учебных действий.  Её реализация запланирована в рамках внеурочной деятельности, рассчитана и на каникулярное время.

Программа является составной частью основной образовательной программы начального общего образования.

Основная цель программы: помощь детям в адаптации к школе.

Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям. Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг. Особенно сложно «перестроиться» тем детям, которые ещё эмоционально не готовы к роли школьника.

Особенность ребёнка младшего школьного возраста заключается в том, что он ещё мало осознаёт свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребёнок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой. Многие дети в это время нуждаются в поддержке и помощи взрослых. Программа помогает решать  проблемы адаптации первоклассников психокоррекционными методами. Основная особенность программы заключается в формировании устойчивой саморегуляции школьников.

Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, конструктивно выходить из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребёнка, создавая всё новые субъективные трудности.

В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Поэтому именно на этом этапе ребёнок может успешно овладеть средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей.

Задачи программы:

·                обучить детей приёмам саморегуляции,

·                научить способам анализа своего поведения и поведения других людей,

·                развивать навыки сотрудничества,

·                формировать навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

Основные результаты:

·                повышение эмоциональной стабильности,

·                положительная самооценка,

·                социальная адаптация.

Для проведения занятий используются следующие методы:

·                имитационные и ролевые игры,

·                психогимнастика,

·                рисуночные методы,

·                элементы групповой дискуссии,

·                техники и приёмы саморегуляции,

·                метод направленного воображения,

·                элементы социально-психологического тренинга.

Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения, коммуникативных навыков.

Отработка навыков происходит в три этапа:

-   получение информации о содержании того или иного навыка,

-   применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка),

-   перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребёнка.

Программа рассчитана на 34 часа (занятия).

Продолжительность одного занятия – до 40 минут.

Периодичность занятий – 1- 2 раза в неделю в группах из 10-12 человек.

Место проведения — кабинет психолога, тренинговый зал, классная комната (зависимости от целей занятий). Для проведения занятий используется интерактивная доска, тематические плакаты, медиатека.

Программа допускает вариативность, т.е. изменение тематики и плана занятий в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей при соблюдении последовательности и преемственности тем с учётом времени на закрепление приобретённых навыков.

Продолжительность учебного времени в рабочей программе (по сравнению с базовой программой) увеличена на 7 часов (занятий) за счёт введения в структуру занятий игровых поведенческих тренингов и расширения некоторых тем.

Игровые поведенческие тренинги предлагается проводить в начале каждой четверти как вводное занятие, учитывая возрастные особенности первоклассников, для которых игровая деятельность по-прежнему занимает существенное место в жизни. Именно в игровых ситуациях видится наиболее удачной работа по формированию личностных качеств, изложенных в требованиях ФГОС начального общего образования: доброжелательность, умения сотрудничать, находить выходы из трудных ситуаций, нести ответственность за свои поступки.

Для решения задач по развитию таких метапредметных навыков, как формирование основ рефлексии, умения понимать причины успеха и неуспеха, успешно действовать в ситуациях неуспеха расширены на 1 час темы «Как добиться успеха», «Как победить свой страх», «Учимся говорить себе стоп». Кроме того, в содержательную часть занятий введены диагностические процедуры, позволяющие контролировать эффективность реализации программы, а следовательно и успешность адаптации.

Предполагается изучение таких параметров, как уровень школьной тревожности, самооценка, эмоциональное восприятие школьной действительности. В качестве диагностического инструментария используются шкалы Дембо-Рубинштейна, тест школьной тревожности Филлипса, методика В.Кореневской.

Планируемые результаты

Программа способствует формированию метапредметных, личностных универсальных учебных действий, поэтому предполагаемые результаты будут относиться именно к этим областям.

Личностные результаты:

приращение личностного потенциала осуществляется через развитие самоосознания, умения находить выходы из трудных ситуаций, нести ответственность за свои поступки. Ребёнок учится объяснять самому себе, что он может сделать для того, чтобы помочь себе (и другим) справиться с трудной ситуацией, как это можно сделать. В результате появляется уверенность в своих силах, повышается самооценка.

Основные параметры измерения

Измерители

Эмоциональная стабильность

Методика «Домики»

Самооценка

Шкалы Дембо-Рубинштейна

Тревожность

Рисуночная методика «Несуществующее животное»

Метапредметные результаты:

освоения начальных форм рефлексии, развитие коммуникативных навыков, направленных на формирование умения договариваться с людьми, согласовывать с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. Развитие навыков сотрудничества позволит овладеть начальными навыками социальной адаптации в динамично меняющемся и развивающемся мире.

Основные параметры измерения

Измерители

Социальная адаптация

Методика «Домики»

Комфортность в школе

Методика В.Кореневской,

рисуночный тест «Школа»   

Содержание программы

Такие разные настроения

Что такое настроение. Знакомство детей с понятием «настроение». Введение наглядных образов, символизирующих разные настроения.

Знакомство со сказочным персонажем Памси

Мысли и настроение. Представление о взаимосвязи между мыслями и настроением. Развитие у детей умения управлять своим настроением. Развитие способности к рефлексии. Упражнение «Мысли и настроения»

Эмоциональные ощущения. Отличие эмоциональных ощущений друг от друга. Различные способы выражения эмоций. Тренировка умения выражать эмоции в мимике. Музыкальные и рисованные образы эмоций. Диагностика эмоционального восприятия школьной действительности

Как справиться с плохим настроением

Управление настроением. Как искать выход из трудных ситуаций. Работа с художественным текстом. Упражнение «Подарим друг другу улыбку». Опыт «Сломалась игрушка». Рефлексия

Трудная ситуация. Поиск выхода из трудной ситуации, которую невозможно изменить. Знакомство с методом «позитивного переформулирования». Работа с текстом. Рефлексия, переосмысление своего опыта. Упражнение «Даже если…» – «в любом случае…»

Трудная ситуация. Упражнение на закрепление умения изменять отношение к трудной ситуации. Работа с художественным текстом. Упражнение «Я справился». Рефлексия

Как стать уверенным в себе

Мысли и поведение. Связь между мыслями и поведением. Примеры удачно решённых жизненных ситуаций, разбор различных вариантов поведения в трудных ситуациях. Игра «Я справлюсь». Диагностика самооценки

Позитивные мысли. Закрепление умения работать с позитивными мыслями. Работа с художественным текстом. Рефлексия. Мышечный тренинг (психогимнастика)

Саморегуляция. Способы саморегуляции. Работа с художественным текстом. Рефлексия. Игра-упражнение «Мусорное ведро». Упражнение «Рисуем картинки в уме». Обучение элементам релаксации

Как делать выбор

Что значит быть добрым. Осознание понятия добра. Работа с художественным текстом. Рефлексия. Упражнение-релаксация «Волшебная чашка»

Выбор. Что значит делать выбор. Как научиться прогнозировать ситуацию. Работа с художественным текстом. Анализ и обсуждение жизненных ситуации. Вывод правила

Ответственность. Знакомство с понятием ответственности за свой выбор. Ролевая игра «Магнит». Рефлексия

Правила осуществления выбора. Развитие умения анализировать свои поступки и поступки других людей. Упражнение-релаксация. «Рисуем картинки в уме». Игра-упражнение «Догадайся, из какой коробки». Игра-упражнение «Догадайся о выборе, если…»

Как добиваться успеха

Успех. Представление понятия «успех». Что мешает добиться успеха. Анализ текста «Контрольная работа». Рефлексия. Упражнение «Я смогу». Диагностика тревожности

Условия достижения успеха. Работа с художественным текстом. Упражнение визуализации «Звезда удачи», «Нарисуй успех». Рефлексия

Составляющие успеха. Применение полученных знаний в конкретных ситуациях. Ролевые игры: «Знакомство», «Подари подарок другу». Упражнение-релаксация «Рисуем картинки в уме»

Трудное слово «нет»

Когда трудно сказать «нет». Учимся говорить «нет». Осознание ответственности за свой выбор. Работа с художественным текстом. Рефлексия

Учимся говорить «нет». Практический тренинг на закрепление навыка через разыгрывание ситуаций. Рефлексия. Визуализация образов – работа с плакатами. Психологические упражнения

Чем мы отличаемся друг от друга

Уверенность в себе. Развитие уверенности в себе. Работа с художественным текстом «Соревнование». Рефлексия. Игровые упражнения для выработки уверенности в собственных силах

Помоги себе быть уверенным. Как помочь самому себе. Самонастрой. Упражнение-тренинг «Мостик». Рефлексия

Индивидуальность. Формирование представлений о неповторимости каждого человека. Игра-разминка «Изобрази радость». Работа с художественным текстом «Разноцветные камешки». Диагностика самооценки «Самый-самый»

Тренинг развития коммуникативных умений. Упражнения «Подари камешек», «Мостик дружбы». Игра «Если нравится тебе, то делай так!» (Коррекция самооценки игровыми средствами)

Учимся говорить себе «стоп»

Саморегуляция. Саморегуляция в критических ситуациях. Понятие «тайм-аут». Игра «Если нравится тебе, то делай так»

Тренинг саморегуляции. Отработка приёмов саморегуляции в игровых ситуациях. Игры-релаксации, игры психогимнастические. Диагностика тревожности

Как победить свой страх

Мой самый страшный страх. Рисуем свой страх. Работа с рисунками. Рефлексия. Игра «Найди свой выход из круга»

Предупреждение и коррекция страхов. Работа с художественным текстом «Ночные страхи». Работа с музыкальными и графическими образами. Игра «Найди выход из круга». Психогимнастика

Завершающее занятие. Организация подведения итогов, обратной связи. Награждение дипломами-сертификатами. Коммуникативные игры

Игровой поведенческий тренинг 1

Знакомство. Упражнения «Моё имя», «Снежный ком». Введение ритуала приветствия и прощания. Создание доверительной обстановки. Коммуникативные игры «Молекулы и атомы», «Пчёлы и змеи». Рефлексия

Игровой поведенческий тренинг 2

Коммуникативная игра «Я люблю всех, но особенно тех…» упражнения «Угадай, кто это», «Нарисуй имя». Игра «Поймай свой хвост». Рефлексия

Игровой поведенческий тренинг 3

Игры на взаимодействие. Игра «Паровозик», игра «Сборщики предметов», игра «Найди свой домик». Упражнение «Коллективный рисунок». Рефлексия

Игровой поведенческий тренинг 4

Упражнения-игры «Магазин игрушек», «Похвали себя и других». Коммуникативные игры «Ручеёк», «Путаница», «Воробьи и вороны»

Учебно-тематический план 

Дата

Основные темы

Количество часов

всего

теория

практ.

I четверть

Такие разные настроения

4

1,5

2,5

 

1. Игровой поведенческий тренинг 1

2. Что такое настроение

3. Мысли и настроения

4. Эмоциональные ощущения

1

1

1

1

-

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

 

Как справиться с плохим настроением

3

1

2

 

5. Управление настроением

6,7. Трудная ситуация

1

2

0,5

0,5

0,5

1,5

II четверть

Как стать уверенным в себе

4

1,25

2,75

 

8. Игровой поведенческий тренинг 2

9. Мысли и поведение

10. Позитивные мысли

11. Саморегуляция

1

1

1

1

-

0,5

0,5

0,25

1

0,5

0,5

0,75

 

Как делать выбор

4

2

2

 

12. Вводное занятие. Что значит быть добрым

13. Выбор

14. Ответственность

15.Правила осуществления выбора

1

 

1

1

1

0,5

 

0,5

0,5

0,5

0,5

 

0,5

0,5

0,5

III четверть

Как добиваться успеха

4

1,25

2,75

 

16. Игровой поведенческий тренинг 3

17. Успех

18. Условия достижения успеха

19. Составляющие успеха

1

1

1

1

-

0,5

0,5

0,25

1

0,5

0,5

0,75

 

Трудное слово «нет»

3

1

2

 

20. Когда трудно сказать «нет»

21, 22. Учимся говорить «нет»

1

2

0,5

0,5

0,5

0,5

 

Дата

Основные темы

Количество часов

всего

всего

всего

 

Чем мы отличаемся друг от друга

4

1,25

2,75

 

23. Индивидуальность

24. Уверенность в себе

25. Помоги себе быть уверенным

26. Тренинг развития коммуникативных умений

1

1

1

1

0,5

0,5

0,25

-

0,5

0,5

0,75

1

IV четверть

Учимся говорить себе «стоп»

4

0,75

3,25

 

27. Игровой поведенческий тренинг 4

28. Саморегуляция

29, 30. Освоение навыков саморегуляции

1

1

2

-

0,25

0,5

1

0,75

1,5

 

Как победить свой страх

4

1

3

 

31. Мой самый страшный страх

32, 33. Предупреждение и коррекция страхов

1

2

0,5

0,5

0,5

1,5

 

34. Подведение итогов

1

-

1

Итого

34

10

24

I четверть – 7 часов

II четверть – 8 часов

III четверть – 11 часов

IV четверть – 8 часов

Тематический  план

 

Основные темы

Количество часов

всего

теория

практ.

1

Такие разные настроения

4

1,5

2,5

2

Как справиться с плохим настроением

2

1

2

3

Как стать уверенным в себе

4

1,25

2,75

4

Как делать выбор

4

2

2

5

Как добиваться успеха

4

1,25

2,75

6

Трудное слово «нет»

3

1

2

7

Чем мы отличаемся друг от друга

4

1,25

2,75

8

Учимся говорить себе «стоп»

4

0,75

3,25

9

Как победить свой страх

4

1

3

10

Подведение итогов

1

-

3

Итого

34

10

24

Ключевые слова 

Саморегуляция

Позитивные мысли

Трудная ситуация

Выбор

Ответственность

Положительная самооценка

Психогимнастика

Успех

Эмоциональное ощущение

Настроение

Воображение

Рефлексия

Игра

Уверенность

Самонастрой

Коммуникативные навыки

Дружба

Эмоциональная стабильность

Список литературы 

1.       Белопольская, И.Л. и др. Азбука настроений. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет [Текст]/ И.Л.Белопольская –М.: Когито-центр, 1994.

2.       Бендас, Т.В. Нагаев, В.В. психология чувств и их воспитание [Текст]/ Т.В. Бендас, В.В. Нагаев. – М., 1982.

3.       Захаров, А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребёнка [Текст]/ А.И.Захаров. – М., 1989.

4.       Захаров, А.И. Как преодолеть страх у детей [Текст]/ А.И.Захаров. – М., 1980.

5.       Изард, К.Е. Эмоции человека [Текст]/ К.Е.Изард. – М., 1980.

6.       Казанский, О.А. Игры в самих себя [Текст]/ О.А.Казанский. – М., 1994.

7.       Клюева, Н.В. Касаткина, Ю.В. учим детей общению [Текст]/ –Ю.В.Касаткина, Н.В.Клюева. – Ярославль, Академия развития, 1996.

8.       Крюкова, С.В. Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь, и радуюсь [Текст]/: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие/ С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – М: Генезис, 2002.

9.       Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений [Текст]/ Г.Л.Лэндрет. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.

10.    Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст]/ Р.В.Овчарова. – М.: Сфера, 1996

11.    Чистякова, Г.И. Психогимнастика [Текст]/ Г.И.Чистякова. – М., 1990

 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru