Этический кодекс педагогов МБНОУ лицея № 22 города Белово PDF Печать E-mail

 Принят на педагогическом совете лицея Протокол №3 от 27.11. 2013 г.

Утвержден директором лицея Приказ №69 от 30.04.2014 г. 

I. Общие положения

Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.

Нормами этического кодекса педагогов (далее - Кодекс) руководствуются педагоги, работающие с детьми или молодежью.

Данный Кодекс определяет основные нормы профессиональной этики:

- регулирующие отношения между педагогами и обучающимися, а также другими членами общественности  или образовательного   учреждения;

- защищающие их человеческую ценность и достоинство;

- поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;

- создающие культуру образовательных учреждений, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

Кодекс регулирует социальные нормы (правила поведения)педагога, которых он придерживается в муниципальном бюджетном нетиповом общеобразовательном учреждении «Лицей № 22 города Белово» (далее Лицей) в течение всего учебного процесса, а также во время проведений школьных мероприятий.

 

II. Основные нормы

2.1.Личность учителя

            2.1.1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

            2.1.2.Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию.Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

            2.1.3.Педагогу необходимо постоянное развитие. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

2.2. Ответственность

            2.2.1. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы – воспитания и обучения подрастающего поколения.

            2.2.2. Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей,оставленных под его присмотром.

            2.2.3.Педагог несет ответственность за исполнение возложенных на него должностных обязанностей, за сохранность и целевое использование закрепленных за ним ресурсов. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещения,мебель, телефон, факс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование,почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.

2.3.Авторитет, честь, репутация

            2.3.1.Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

2.3.2. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.

2.3.3. Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.

2.3.4. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

2.3.5. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с обучающими и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

2.3.6. Педагог дорожит своей репутацией.

III. Взаимоотношения

3.1. Общение педагога с обучающимися

            3.1.1. В общении с обучающими и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.

            3.1.2.Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с обучающимися, основанный на взаимном уважении.

3.1.3. В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к обучающимися позитивна и хорошо обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

3.1.4. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль,самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

3.1.5. При оценке поведения и достижений обучающихся педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования,повышать мотивацию обучения.

3.1.6. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем обучающимися. Приняв необоснованно принижающие ребёнка оценочные решения,педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.

3.1.7. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, грубых и оскорбительных фраз.

3.1.8. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему ребёнком информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

3.1.9. Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может использовать своих обучающихся, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.

3.1.10. Педагог не имеет права требовать от обучающихся дополнительного вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную (за исключением случаев, предусмотренных законодательством).

3.1.11. Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам обучающихся.Он не имеет права навязывая обучающимся свои взгляды.

 

 

3.2. Общение между педагогами

            3.2.1.Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности,партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии обучающихся или других лиц.

            3.2.2.Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях.В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

3.2.3. Педагоги избегают необоснованных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

3.2.4. Педагоги одного и того же учебного заведения избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

3.2.5. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя,должна быть объективной и обоснованной. Преследование педагога за критику строго запрещено.

3.2.6. Критика, направленная на работу, решения,взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной,не обидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

3.2.7. Педагоги Лицея не имеют права обсуждать внутренние проблемы и конфликтные ситуации Лицея за его пределами, в том числе и в социальных сетях Интернет.

3.3. Взаимоотношения с администрацией

            3.3.1.Образовательное учреждение базируется на принципах свободы слова и убеждений,терпимости, демократичности и справедливости. В образовательных учреждениях соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении,доброжелательности и умении находить общий язык.

            3.3.2.Администрация учреждения терпимо относится к разнообразию политических,религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.

            3.3.3.Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий.Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия.

            3.3.4.Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.

            3.3.5.Оценки и решения директора учреждения должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов.

            3.3.6.Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы Лицея. Администрация не имеет права скрывать информацию, могущую повлиять на карьеру педагога и на качество его труда.

            3.3.7.Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.

3.4. Отношение с родителями (законными представителями) обучающихся

            3.4.1.Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников.

3.4.2. Педагог консультирует родителей (законных представителей) по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.

            3.4.3. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

            3.4.4.На отношения педагогов с обучающимися и на оценку их деятельности  не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями (законными представителями) Лицею.

            3.4.5.Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях (законных представителях)или мнение родителей (законных представителей) - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.

3.4.6. Педагог не вправе препятствовать родителю (законному представителю) в выборе формы получения образования;  в защите законных прав                     и интересов ребенка и  участии в управлении Лицеем.

3.4.7. Никакое педагогическое воздействие не может быть осуществлено без согласия родителей (законных представителей) обучающегося.

3.4.8.Педагог не вправе подвергать критике внутрисемейные ценности и верования обучающихся. Конструктивное обсуждение их возможно только со взрослыми членами семьи при полном и добровольном их согласии.

3.4.9. Педагогические исследования могут проводиться лишь при условии добровольного согласия участника педагогического процесса,принимающего участие в исследовании (обучающегося,  родителя (законного представителя)),  после предоставления ему полной информации.

3.5. Взаимоотношения с обществом

            3.5.1.Педагог является не только учителем и воспитателем детей, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочными образованным человеком.

            3.5.2.Педагог старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной,но и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения.

            3.5.3.Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.

3.6. Академическая свобода и свобода слова

            3.6.1.Педагог имеет право пользоваться различными источниками информации.

            3.6.2.При отборе и передаче информации обучающимся педагог соблюдает принципы объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное извращение информации или изменение ее авторства недопустимо.

            3.6.3.Педагог не обнародует конфиденциальную служебную информацию, предназначенную для внутренних нужд учреждения.

3.7. Личные интересы и самоотвод

            3.7.1.Педагог Лицея объективен и бескорыстен. Его служебные решения не подчиняются собственным интересам, а также личным интересам членов семьи, родственников и друзей.

            3.7.2.Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы,обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.

            3.7.3.Педагог не может представлять Лицей в судебном споре с другим учреждением,предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен сообщить директору Лицея и лицам, рассматривающим данное дело.

3.8. Благотворительность и меценатство

3.8.1. Педагог является честным человеком и строго соблюдает законодательство Российской Федерации. С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

3.8.2. Лицей имеет право принимать бескорыстную помощь со стороны физических, юридических лиц.

3.8.3. Директор Лицея или педагог может принять от родителей учеников любую бескорыстную помощь, предназначенную Лицею. О предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность общественность и выразить публично за нее благодарность.

3.9. Прием на работу и перевод на более высокую должность

3.9.1. Директор Лицея должен сохранять беспристрастность при приеме на работу нового сотрудника или повышении своего сотрудника в должности.

IV. Дресс-код педагога

            4.1.Выбор может быть один – классический деловой стиль; цвета спокойные, аксессуары достойный.

4.2. Педагоги не должны злоупотреблять бижутерией и прочими ювелирными

украшениями, а также открытыми костюмами, шортами,бриджами и майками с надписями, изображениями животных и людей. Туфли у учителей всегда должны быть чистыми. Лучше, если это будет закрытая классическая модель.

            4.3.Перекрашиваться в экстравагантные неестественные цвета не допустимо. Парики, шиньоны,пирсинг на лице и татуировки у педагогов не допустимы. Учитель –  эталон поведения и внешнего облика для детей.

V. Комиссия по этике

5.1. Кандидаты на должность председателя Комиссии по этике выдвигаются членами коллектива или путем самовыдвижения.

5.2. Председателя Комиссии по этике выбирают большинством голосов путем открытого голосования в рамках проведения педагогического совета.

5.3. Срок полномочия председателя - один год с правом выдвижения через 3 года.

5.4. Председатель после своего избрания на этом же педсовете имеет право изъявить желание и рекомендовать к себе в Комиссию четырех человек, но они также избираются путем открытого голосования.

5.5. Члены Комиссии также избираются сроком на один год с правом выдвижения через 3 года.

5.6. Комиссия по этике принимает заявления от педагогов,сотрудников, учеников и их родителей только в письменной форме.

5.7. Комиссия по этике по поступившим заявлениям разрешает возникающие конфликты только на территории Лицея, только в полном составе и в определенное время, заранее оповестив заявителя и ответчика.

5.8. Председатель Комиссии подчиняется директору Лицея, нов своих действиях независим, если это не противоречит Уставу Лицея,законодательству РФ.

5.9. Председатель в одностороннем порядке имеет право пригласить для профилактической беседы педагога, сотрудника, ученика, родителей(законного представителя), не собирая для этого весь состав Комиссии.

5.10. Председатель имеет права обратиться за помощью к директору Лицея для разрешения особо острых конфликтов.

5.11. Председатель и члены Комиссии по этике не имеют права разглашать информацию, поступающую к ним.

5.12.  Комиссия несет персональную ответственность за принятие решений.

5.13. Пожаловаться на Комиссию можно только в письменной форме, поданной на имя директора Лицея. В данном случае председатель Комиссии должен будет также в письменной форме опровергнуть данное заявление-жалобу,либо его прокомментировать, либо принять во внимание.

VI. Заключительные положения

6.1. При приеме на работу директор Лицея обязан оговорить, что педагог должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе Кодекса и ознакомить педагога сего содержанием.

            6.2.Нарушение положений Кодекса рассматривается педагогическим коллективом и администрацией Лицея, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией.

6.3. Соблюдение педагогом положений Кодекса - один из критериев его профессионального поведения.

 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru