Положение об оценивании результатов учебной деятельности по физической культуре обучающихся 1-11 классов МБНОУ лицея №22 города Белово PDF Печать E-mail

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании»; Письмом Минобразования России от 19.11.98г. №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»; Письмом Департамента общего и дошкольного образования Минобразования РФ от 03.06.03г. №13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»; Письмом Министерства образования РФ от 31 октября 2003 г.№13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»; Информационным письмом Министерства образования от 03.10.2003 № 13-51-237/13 «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке»; Уставом школы и регламентирует содержание и порядок промежуточной и текущей  аттестации обучающихся лицея, их перевод по итогам года.

Цель Положения: нормативно-правовое обеспечение оценочной деятельности на уроках физической культуры в 1-11 классах.

Положение регулирует оценочную деятельность на уроках физической культуры. В 1-2 классах – безотметочная система, в 3-4 – пятибалльная система оценки, в 5-11 классах – рейтинговая система оценивания, результаты которой переводятся в оценку по итогам четверти, за год на основании четвертных оценок. 

I. Общие положения

1.        Рейтинговая система оценивания в системе физического воспитания и образования:

-          стимулирует обучающихся с разными физическими возможностями;

-   повышает мотивацию к улучшению личных результатов и достижения определенного уровня физического развития;

-   для выполнения рейтинговых требований, обучающийся проявляет усердие, работоспособность, дисциплинированность;

-     позволяет осуществить плавный переход от безотметочной системы в 1-2-х классах к отметочной системе оценивания в 3-х классах, затем к рейтинговой системе оценивания в 5-11 классах;

-  подготавливает старшеклассников к  безотметочному оцениванию в вузах, помогает им ориентироваться на высокий уровень достижений;

-   программные нормативы и динамика изменений физической подготовленности  обучающихся выступают как цели физического развития и саморазвития, отслеживая которые учитель может оценивать уровень физического развития обучающегося.

2. Условным отражением оценивания деятельности в 1 – 2 классах является выполнение диагностического задания, отражающего уровень знаний, умений, навыков и физической подготовленности.

3. Условным отражением оценки в 3 – 4 классах является уровень знаний, умений, навыков, выражаемый отметкой «2», «3», «4», «5».

4. Условным отражением оценки в 5-11 классах является рейтинговая система, выражаемая, в соответствии с набранными баллами, отметкой «2», «3», «4», «5». 

II. Общие показатели:

-          стремление обучающихся укреплять свое здоровье;

-          проявление заботы о своем физическом совершенствовании (снижение пропусков уроков физической культуры без уважительной причины, активное выполнение самостоятельных заданий и упражнений, посещение спортивных секций, участие в соревнованиях  разного  уровня,  спортивных  праздниках,  туристических  походах и т.д.);

-          физкультурная грамотность и уровень двигательной подготовленности обучающихся. 

 

2.1. Показатели определения уровня знаний обучающихся

 по физической культуре  

Обучающиеся, оканчивающие начальную школу должны знать и иметь представление:

-    об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;

-  о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;

-   о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

-     об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;

- о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;

-   о физических качествах и общих правилах их тестирования;

- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;

-    о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.

 

Обучающиеся, оканчивающие начальную школу должны уметь

-          составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений;

-          вести дневник самонаблюдения;

-          организовывать и проводить самостоятельные занятия;

-   уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой. 

 

Обучающиеся, оканчивающие основную школу, должны знать

-          основы истории развития физической культуры в России;

-          особенности развития избранного вида спорта;

-          основы знаний о личной гигиене сна, питания, труда и отдыха;

-          влияние занятий физическими упражнениями (спортивными играми, гимнастикой, легкой атлетикой, зимними видами спорта и плаванием) на системы дыхания, кровообращения, ЦНС и др;

-          основные компоненты физической культуры личности;

-          развитие волевых и нравственных качеств;

-          основные приемы самоконтроля;

-          о том, что здоровый образ жизни – одна из основных ценностных ориентаций;

-          врачебный контроль во время занятий;

-          правила самостоятельной тренировки двигательных способностей;

-          дневник самоконтроля;

-          правила и назначение спортивных соревнований.

 

Обучающиеся, оканчивающие основную школу, должны уметь:

-          технически правильно осуществлять двигательные действия;

-          проводить самостоятельные занятия;

-          контролировать и регулировать функциональное состояние организма;

-          управлять своими эмоциями;

-          соблюдать правила безопасности

 

Обучающиеся, оканчивающие среднюю школу, должны знать:

-          физическая культура и спорт - одно из средств всестороннего развития личности, подготовки к трудовой и общественной деятельности;

-          физическая культура – важнейшая составляющая образа жизни;

-          закономерности двигательной активности, спортивной тренировки;

-          определять уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;

-          определять дозировку физической нагрузки.

 

Обучающиеся, оканчивающие среднюю школу, должны объяснять:

-          роль и значение физической культуры в развитии общества;

-          роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека.

 

Обучающиеся, оканчивающие среднюю школу, должны уметь характеризовать:

-          индивидуальные особенности развития;

-          особенности функционирования основных органов и структур организма вовремя занятий физической культурой;

-          особенности индивидуальных занятий;

-          особенности обучения и самообучения;

-          особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений.

 

Обучающиеся, оканчивающие среднюю школу, должны проводить:

-          самостоятельные и самодеятельные занятия;

-          контроль за физическим развитием, подготовленностью и работоспособностью;

-          приемы страховки и самостраховки;

-          приемы массажа и самомассажа;

-          занятия и спортивные соревнования с учащимися младших классов;

-          судейство по одному виду спорта.

  Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, должны уметь составлять:

-          составлять планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий;

-          индивидуальные комплексы физических упражнений.


2.2. Критерии и показатели, на основании которых обучающимся 3-4-х классов выставляется отметка

«5» (отлично) – высокий уровень физической подготовленности; обучающийся в полной мере владеет знаниями по физической культуре; двигательными умениями, навыками, способностями; имеет высокий уровень личной успешности при выполнении тестовых упражнений;

«4» (хорошо) – средний уровень подготовленности; обучающийся  достаточно владеет знаниями по физической культуре; двигательными  умениями, навыками, способностями; имеет средний уровень личной успешности при выполнении тестовых упражнений;

«3» (удовлетворительно) – низкий уровень подготовленности; обучающийся недостаточно владеет знаниями по физической культуре; двигательными умениями, навыками, способностями; имеет низкий уровень личной успешности при выполнении тестовых упражнений;

«2» (неудовлетворительно) – ниже допустимого низкого уровня подготовленности; обучающийся не владеет знаниями, двигательными умениями, навыками, способностями; не имеет личной успешности.

Для определения уровня умений, навыков, способностей обучающихся используются тесты-упражнения; определены свои нормативы. Контроль за физической подготовленностью обучающихся проводится три раза в учебном году: в сентябре, в конце декабря, в мае. Результаты оцениваются по специальным таблицам с учетом гендерного аспекта. 

Таблица 1 

Уровень физической подготовленности обучающихся 1-2 классов (для диагностических заданий)

п/п

Физические способности

Контрольные упражнения

(тест)

Возраст

Уровень

Мальчики

Девочки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1.

Скоростные

Бег 30 м, с

7

 

8

7,5 и менее

7,1

7,3-6,2

 

7,0-6,0

5,6 и менее

 5,4

7,6 и более

7,3

7,5-6,4

 

7,2-6,2

5,8 и менее

5,6

2.

Координационные

Челночный бег 3х10 м, с

7

 

8

11,2 и более

 

10,4

10,8-10,3

 

10,0-9,5

9,9 и менее

 

9,1

11,7 и более

 

11,2

11,3-10,6

 

10,7-10,1

10,2 и менее

 

9,7

3.

Скоростно-силовые

Прыжки в длину с места, см

7

 

8

100 и менее

 110

115-135

 

125-145

155 и более

165

90 и менее

100

110-130

 

125-140

150 и более

155

4.

Выносливость

6-минутный бег, м

7

 

8

700 и менее

750

730-900

 

800-950

1100 и более

1150

500 и менее

550

600-800

 

650-850

900 и более

950

5.

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя, см

7

8

1 и менее

1

3-5

3-5

9 и более

7,5

2 и мен

2

6-9

6-9

11.5 и мен

12,5

6.

Силовые

Подтягивание на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики);

 

на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девочки)

7

 

8

 

 

7

8

1

 

1

2-3

 

2-3

4 и выше

 4

 

 

 

 

 

2 и ниже

3

 

 

 

 

 

 

4-8

6-10

 

 

 

 

 

12 и выше

14


Таблица 2

Уровень физической подготовленности обучающихся 3-4 классов

п/п

Физические способности

Контрольные упражнения

(тест)

Возраст

Уровень

Мальчики

Девочки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1.

Скоростные

Бег 30 м, с

9

10

6,8

6,6

6,7-5,7

6,5-5,6

5,1

5,0

7,0

6,6

6,9-6,0

6,5-5,6

5,3

5,2

2.

Координационные

Челночный бег 3х10 м, с

9

10

10,2

9,9

9,9-9,3

9,5-9,0

8,8

8,6

10,8

10,4

10,7-9,7

10,0-9,5

9,3

9,1

3.

Скоростно-силовые

Прыжки в длину с места, см

9

10

120

130

130-150

140-160

175

185

110

120

135-150

140-155

160

170

4.

Выносливость

6-минутный бег, м

9

10

800

850

850-1000

900-1050

1200

1250

600

650

700-900

750-950

1000

1050

5.

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя, см

9

10

1

2

3-5

4-6

7,5

8,5

2

3

6-9

7-10

13,0

14,0

6.

Силовые

Подтягивание на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики);

 

на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девочки)

 

9

10

 

 

 

9

10

1

1

2-3

2-3

5

5

 

 

 

 

 

 3

4

 

 

 

 

 

7-11

8-13

 

 

 

 

 

16

18


 2.3. Показатель определения уровня умений, навыков, способностей

обучающихся 5-11 классов

Для определения уровня умений, навыков, способностей обучающихся используются тесты-упражнения; для каждой возрастной группы определены свои нормативы. Контроль за физической подготовленностью обучающихся проводится четыре раза в учебном году: в октябре, в декабре, в марте, в мае. Результаты оцениваются по специальным таблицам (отдельно для девочек и мальчиков). 

III. Основные положения оценки успеваемости

1.      Оценка успеваемости по физической культуре основывается на общих педагогических принципах и положениях, но имеет свою специфику. Она в большей степени должна отвечать индивидуальности каждого обучающегося.

2.   Итоговая оценка успеваемости складывается из суммы баллов, полученных за все составляющие: степени овладения техникой двигательных действий, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, сдвиги в показателях физической подготовленности, активности на уроке, уровня выполнения количественных показателей (итоговые тесты), участия в спортивных соревнованиях городского, областного, республиканского уровня.

3.      Оценка выводится только за фактически пройденный материал.

4.   По уровню физической подготовленности следует принимать во внимание реальные сдвиги обучающихся за определенный период времени (четверть, полугодие).

5.      По оценке сдвигов учитель должен принимать во внимание особенности развития двигательных способностей, динамику их изменения, исходный уровень достижений конкретных обучающихся.

6.   Периодически в классные журналы учителя должны вносить рейтинговые баллы с целью своевременного информирования обучающихся, их родителей, классных руководителей о состоянии успешности.

7.      Оценка за четверть и полугодие выводится на основании набранных баллов. Итоговая оценка за год выставляется на основании четвертных и полугодовых отметок.

8.   В случае отсутствия обучающегося на уроке во время сдачи тестов и контрольных точек, нормативы сдаются в дополнительное время.

9.      Соответствие набранных баллов отметке:

1 четверть    1 - 49 баллов – приравнивается к отметке «2»,

                      50 баллов – приравнивается к отметке «3»,

                      53 - 54 балла – приравнивается к отметке «4»,

                      55 баллов (и выше) – приравнивается к отметке «5»,

2 четверть    1-34 балла – приравнивается к отметке «2»,

                      35 баллов – приравнивается к отметке «3»,

                      36 - 38 баллов  – приравнивается к отметке «4»,

                      40 баллов (и выше) – приравнивается к отметке «5»,

3 четверть    1 - 55 баллов – приравнивается к отметке «2»,

                      56 баллов – приравнивается к отметке «3»,

                      57 - 59 баллов – приравнивается к отметке «4»,

                      61 балл (и выше) – приравнивается к отметке «5»,

4 четверть    1 - 42 балла – приравнивается к отметке «2»,

                      43 балла – приравнивается к отметке «3»,

                      44 - 45 баллов  – приравнивается к отметке «4»,

                      48 баллов (и выше) – приравнивается к отметке «5».

  

IV. Критерии оценивания успеваемости

Зачет за урок – 5 баллов = активность 2 балла + овладение организаторскими умениями 1 балл + овладение практическими навыками + 2 балла.

Зачет за 1 четверть – 18 баллов (посещения за четверть) +  30 баллов (зачеты за уроки) + 1 балл (контрольная точка) + 1 балл (тесты) + баллы за участие в конкурсах и  соревнованиях = 50 баллов.

Зачет за 2 четверть – 14 баллов (посещения за четверть) + 20 баллов (зачеты за уроки) + 1 балл (контрольная точка) + баллы за участие в конкурсах и соревнованиях = 35 баллов

Зачет за 3 четверть – 20 баллов (посещения за четверть) + 35 баллов (зачеты за уроки) + 1 балл (контрольная точка) + (участие в соревнованиях) = 56 баллов

Зачет за 4 четверть – 16 баллов (посещения за четверть) +25 баллов (зачеты за уроки) + 1 балл (контрольная точка) + 1 балл (тесты) + (участие в соревнованиях) = 43 балла

Пропуск по уважительной причине (медицинская справка) при выставлении зачета не учитывается. При выставлении зачета за полугодие суммируются баллы за две четверти.

Составляющие зачета:

1.      Присутствие на уроке – 1 балл, пропуск – 0 баллов.

2.      Активность на уроке: участие во всех этапах урока, выполнение всех требований учителя  – 0-2 балла.

3.   Овладение практическими навыками в соответствии с нормативными требованиями к уровню физической подготовленности.

4. Динамика изменений физической подготовленности: увеличение показателей уровня координационных, скоростных, силовых, скоростно-силовых способностей, выносливости и гибкости.

Таблица 3 

Динамика изменений физической подготовленности

ФИ обучающегося

Исходный уровень

1 контрольная точка

2 контрольная точка

3 контрольная точка

4 контрольная точка

 

 

 

 

 

 

Положительная динамика – 2 балла.

Без динамики – 1 балл.

Отрицательная динамика – 0 баллов. 

5.      Уровень выполнения количественных показателей (тесты):

       низкий –  0 баллов, средний – 1 балл, высокий 2 балла.

6. Овладение организаторскими способностями: умение организовывать и вести (без помощи учителя) физкультурно-оздоровительную деятельность – 2 балла.

7.    Участие в конкурсах и соревнованиях:

  • Лицейский уровень: участие 1 балл, победители и призеры 2 балла;
  • городской уровень: участие  2 балла, победители и призеры  3 балла;
  • областной уровень: участие  3 балла, победители и призеры 4 балла,
  • республиканский уровень: участие 4 балла, победители и призеры 5 баллов. 

V. Индивидуальный подход

Учитель физической культуры обязан осуществлять индивидуальный подход к оцениванию умений, навыков обучающихся, учитывая личностные особенности и возможности, состояние здоровья на каждом уроке,  принадлежность ребенка к той или иной группе по состоянию здоровья.

Особое внимание следует уделять одаренным детям и успешным в других областях образования.

Обучающиеся, относящиеся к подготовительной группе по состоянию здоровья, могут быть по рекомендации врача лицея или освобождены от сдачи нормативных требований, или нормативные требования для них могут быть ниже на 10%. Обучающиеся, относящиеся к подготовительной группе, освобождаются от сдачи нормативов, противопоказанных по состоянию здоровья.

Сдача нормативных требований основных программ для обучающихся специальных  медицинских групп исключается. Аттестация обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, осуществляется по результатам выполнения требований учебных программ по разделу знаний и практических умений (Письмо МОН РФ от 31.10.2003 г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»).


 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru