Музейная культура для детей провинции. Тезисы работы PDF Печать E-mail
Автор: Хребтова Е.В., зам. директора по УВР, учитель русского языка и литературы   
17.02.2012 09:02

Представляемый нами лицей открыт вгорняцком поселке, расположенном в центре Кузбасса. Географическое,экономическое положение поселка предопределило особые условия его социальнойсреды: 1) преобладание в социуме технократических, а не гуманитарных ценностейвследствие ориентации  хозяйства надобывающую промышленность; 2) удаленность поселка от научных и культурныхцентров, приводящая к неудовлетворенности познавательных запросов жителей; 3)отсутствие общей исторической памяти населенного пункта как общности егонаселения в силу незначительной (60-летней) истории его существования, а такжеоснования его силами переселенцев из всех уголков страны.

Данные условия диктуют специфическиеспособы приобщения учащихся к музейной культуре:

1.     Посещениемузеев региона и Москвы, Санкт-Петербурга в ходе организованных туристическихпоездок. Считаем эффективным такой вид работы, как составление музейной картыобласти с нанесением на нее маршрутов путешествий, отметками посещенных музеев.Для путешествующих по крупным городам составлена Памятка посетителя музея.

2.                  Организация ученических проектов«Виртуальная экскурсия». Группа учащихся избирает для изучения музей, собираетпо разным источникам текстовый и визуальный материал о нем, представляетматериал в электронном виде, разрабатывает экскурсию. Данная работа эффективнадля выработки социальных, коммуникативных, предметных, организационныхкомпетенций. Зарекомендовало себя проведение Недели музеев, в ходестаршеклассники проводят виртуальные экскурсии для учеников 1 – 8 классов; днинедели расписаны по областям знаний и культуры: понедельник – естествознание,вторник – театр, среда – историко-литературные музеи, четверг – игрушки ипромыслы, пятница – изобразительное искусство.

3.                  Овладение учениками первичныминавыками музейных специалистов. Нами разработан и внедрен проект «Музей семьи».Цели проекта: 1) воспитание у учеников бережного отношения к семейнымценностям, реликвиям; 2) ознакомление с азами музейного дела; 3) созданиеусловий для совместной деятельности учеников, родителей и учителя. Предложенынаправления для разработки семейных стендов: 1) родословная, 2) хобби семьи, 3)раритеты семьи, 4) мир путешествий семьи в фото- и видеодокументах, 5) славныестраницы служения Родине. В течение года материал систематизировался, в маемузей торжественно открылся в классном кабинете, ученики-экскурсоводы знакомилис экспонатами родителей, младшеклассников, педагогов класса.

Во внеурочной работе по литературеразвитию творческих способностей способствовало создание «Музея литературногогероя». Используя метод реконструкции, ученики создавали выставку персонажейизучаемых произведений: готовили портреты-иллюстрации, создавали уголокпредметов быта, окружавших героя, строили макеты жилищ. Витрину документовнаполняли копиями факсимильных критических отзывов, репринтных изданий, самымиинтересными изданиями книг. В стадии разработки новый проект – «Музей словаРоссия».

Обновлено 17.02.2012 09:04
 
 
belovo-lyceum22.ru , Powered by Joomla 1.5 and designed by joomlaworld.ru